воскресенье, 2 декабря 2012 г.

О мотивации

Есть мнение, что электронные курсы удобны передачей информации на расстоянии в удобное для пользователя время, и только.

Во многих организациях их используют именно ради скорости и удобства одновременной передачи большим группам сотрудников. При этом качество учебного материала не важно, т.к. сами пользователи определяют форму получения информации, мол, все взрослые люди и каждый бе
рет, что ему нужно.

Действительно, взрослый человек должен быть настолько самозамотивирован, что ему достаточно только предоставить текст в самом простом формате, а там уж разберется, что с этим делать. Но так ли это на самом деле?

Кто скажет, когда ребёнок перестает быть взрослым - в каком возрасте? в 12? 15? или сразу, как отметит 17-летие, так сразу взрослый и ведет себя как взрослый и высказывает исключительно взрослые мысли? Я, например, уверена, что некоторые люди сохраняют юношеский задор до самой смерти!

Поэтому уверена, что курсы нужно делать так, чтобы интересно было их читать - к тому же они должны быть полезными. В принципе, с этим уже мало кто спорит. Вопрос в том только - как это сделать?

И вот тут стоит задуматься. Какие методики и инструменты применимы в разработке электронных курсов. В отличие от очного обучения (или обучения в реальном времени), у курсов нет человеческого сопровождения - нет учителя или тренера, который бы комментировал или "зажигал" своей харизмой.

На первый взгляд, инструментарий достаточно скромный - текст, картинки, флэш и видео (если позволяет бюджет). Но этого явно не достаточно - да, возможно, красиво, любопытно... но так уж полезно и.. чего-то не хватает таки...

Я изучила многие теории и методики современного бизнеса, практической психологии, спиральной динамики, психологической типологии - MBTI, И.Адизеса, теорию аргументации Н. Непряхина и даже методы организации Тойота.

Все это применяется в процессе создания курса:
*в выстраивании отношений с авторами курсов (руководителями, например, или экспертами, тренерами)
*в выстраивании отношений внутри отдела разработки
*в понимании целевой аудитории и написании сценария
*в использовании приемов, которые внедряются в тело курса
*в организации обратной связи
*да даже в понимании специфики описываемой рабочей функции!

И что самое удивительное, все эти методики настолько похожи, что являются гранями одного и того-же явления - человеческой природы. Все основывается на здравом смысле, еще описанным когда то Дейлом Карнеги, а до него еще множества умных людей, в т.ч. царем Соломоном - как не крути, а корни мудрости и знания человеческого существования уходят глубоко в древность. Но почему то, мы, современные люди так плохо умеем использовать наше наследие.

Удивительно то, что при построении очередного курса складываешь заново эту мозаику из маленьких кусочков различных методик. С каждым разом, с получением новой порции знаний ты понимаешь, что, в действительности ничего не знаешь!

С другой стороны эта слабость дает неисчерпаемые возможности. Ведь, когда ты чего-то не знаешь, значит ты готов к принятию новых знаний. Каждый раз, работая с различными носителями знаний, ты впитываешь новое, расширяя не только кругозор, но и горизонт неизведанного. Так здорово, когда есть способность быть новичком! Каждый человек, которого ты встречаешь на своем пути, в чем-то превосходит тебя, в чем-то умнее и интереснее - это прекрасная возможность узнать что-то новое и научиться.

Когда создаешь курсы, ты ощущаешь себя вечным новичком. А как иначе, чтобы понять обучаемого, нужно встать на его место, прочувствовать его неуверенность, неумение, непонимание и желание - огромное желание суметь! Именно поэтому мы идем "в поля", в "стажеры", разбираемся в сложных процессах (для опытных - это пустяк, но для новичка очередная пропасть, которую нужно преодолеть), учимся, учимся и еще раз учимся.

Только пройдя весь путь новичка (снова и снова) можно понять, как его научить, что ему будет полезно здесь и сейчас.
Как здорово осознавать, что ты можешь возвращаться в это состояние несчетное количество раз. Ты человек Мира. Ты способен понять любого, замотивировать любого!

Парадокс, в том, что, только сочетая невозможное - опыт и "зелённость", можно создать шедевр!

И это работает не только в электронном обучении, но и в очном обучении, в переговорах, в продажах - там, где есть человеческие отношения.

А что вы думаете? Напишите свое мнение ниже. Буду рада любой обратной связи.

С уважением,
Денисова Елена.

2 комментария:

  1. начали с мотивации других, а закончили мотивацией себя! спасибо за источник вдохновения )

    ОтветитьУдалить