вторник, 31 января 2017 г.

#ТехнологииОбучения Несколько слов о профессиональной ориентации или развитии подростков

Честно говоря, профессиональная ориентация детей, мягко говоря, не моя тема. 

Хотя, рано или поздно мой процесс изучения вопросов развития взрослых дотянется и до этого возраста (пользуясь терминологией Бережливого производства, идя от результата процесса к истокам, все дальше отодвигаешь точку отсчета).

К тому же, данный вопрос меня интересует еще и как маму подрастающего сына, которому вот-вот уже надо будет определяться, а может уже определяется?

Тем не менее, меня давно просили что-нибудь написать для этой категории обученцев!

Конечно, что первое в голову приходит по проф. ориентации, это специальные экскурсии, детские проекты с симуляцией или имитацией взрослой жизни и деятельности. Так мы очень полюбили детский город профессий Мастерславль, который мне лично симпатичен своей миссией и бизнес-моделью, где в само развитие проекта заложен процесс обучения будущих педагогов, а не просто использование труд наемных сотрудников. Другими словами, в Мастерславле основной акцент именно на суть, а не зарабатывание денег - сбалансированная и грамотная бизнес-модель позволяет получать гарантированную прибыль и развитие как следствие, а не основная причина! Молодцы! (это не реклама, просто мое субъективное мнение и отклик).

Конечно, проект классный и решает задачи проф. ориентации. Но все же, это игра. И дети понимают, что играют. В игре отрабатывают разные взрослые модели - все как в жизни: пробуют разные профессии, учатся понятию налогов, финансовой грамотности, пожарной безопасности, получают водительские права и гражданство... это здорово! Безопасно.. и весело.

Однако, больший выхлоп, как мне кажется, дает и другой опыт. Когда детей берут в команду наравне со взрослыми (конечно, в меру их сил и возможностей) в качестве членов команды или стажеров - знаете, как раньше на корабле были юнги? Я не утверждаю и даже не призываю заменять полноценное обучение такими практикумами - все должно быть в балансе!

Скажу только о своем личном опыте. Когда мой сын оказался вместе со мной в интересном бизнес-проекте, где он смог не только примерить на себя "мамину работу", но и даже подружиться с профи, принять участие в качестве самостоятельного участника. И его слушали, давали обратную связь, принимали его посильный вклад... Такой опыт для подростка очень важен - серьезность всего происходящего - все взаправду! - поднимает и уровень самооценки, и веры в себя, и преодоление страха высказывать свою точку зрения, и учиться слушать других и выполнять заданные задачи в указанные сроки! Фактически, за это время ребенок сильно повзрослел и изменился, стал немного по другому смотреть на свои обязанности после - на обучение в школе, на перспективы в будущем, на необходимость быть инициативным и ответственным. 

В общем, думаю, кроме детских проектов имеет смысл привлекать сына и к своим проектам в качестве полезного и уважаемого помощника или ассистента. 

Такой подход, в принципе не нов. Помните подмастерье в старину?

Под впечатлением,
Денисова Елена

Комментариев нет:

Отправить комментарий