среда, 16 января 2013 г.

#УправлениеЗнаниями 8 мифов о внедрении системы управления знаниями в организацию

В этом году исполнится 10 лет, как я занимаюсь вопросами построения и внедрения систем управления знаниями в организациях. Сегодня я вспомнила наиболее часто встречающиеся мифы связанные с этим процессом:

1. Чтобы построить и внедрить систему управления знаниями в компании необходимо детально изучить специфику компании. Поэтому специалисты, разрабатывающие систему, должны иметь профильное образование.

2. В одной организации система работает, а в другой нет только потому, что это другая сфера и специфика.

3. Внедрение системы управления знаниями требует значительных затрат.

4. Перед внедрением системы управления знаниями требуется мощная предварительная ПИАР кампания для топ-менеджмента

5. Система управления знаниями должна быть полностью автоматизированной

6. В реализации системы управления знаниями главное разработать соответствующее программное обеспечение

7. Сложность системы управления знаниями зависит от количества персонала организации.

8. Система управления знаниями прежде всего должна охватывать продающие подразделения организации (или подразделения, приносящие прибыль).

В действительности, отрасль, специфика и сфера организации при построении системы управления знаниями не важна. Система - это структура, состоящая из элементов и их взаимосвязей, а специфика и сфера организации - наполнение системы. Чем наполнить систему не принципиально - все зависит от целей организации. Но сама система универсальна.

Если говорить о затратах, то это сравнительно невысокие величины. Главное опять же выстроить систему в плане организационных аспектов. При этом вовсе необязательно использовать дорогостоящие инструменты. Часто бывает, что новые технологии используются без учета ограничений, да и они сами по себе не обеспечат качество построения системы управления знаниями. По опыту скажу, что используя минимальные инструменты, можно достичь высоких результатов - главное, чтобы был системных подход и методология.

Многие организации расходуют бюджет на пиар акции по продвижению несуществующего продукта - планируемой системы управления знаниями в организации. Как правило, это дань моде. В результате, пиар мощный, выхлоп - минимальный, наступает разочарование и фактическую реализацию проекта в дальнейшем выполнить крайне затруднительно. Я считаю, что лучше по кусочку показывать качественные результаты и постепенно выстраивать систему без завышенных ожиданий. И тогда продукт будет говорить сам за себя.

Сейчас также наблюдается бум автоматизации. Считаю, что нужно уделять большее внимание людям и их возможностям, чем бездумно автоматизировать абсолютно все. Прежде чем заниматься автоматизацией, нужно продумать саму систему управления знаниями и все процессы, составляющие саму систему. В противном случае вы потратите гораздо больше, чем получите результативности автоматизации.

Часто слышу от организаций, что предлагаемая модель системы управления знаниями у них работать не будет, т.к. либо слишком маленькая организация, либо слишком большая. Это не так. Я работала и в большой компании, и в маленькой - принцип построения одинаков.

Это самое большое заблуждение, на мой взгляд. Принцип продаж везде одинаков. Поэтому и знания у них типовые. Если уходят из компании 100 продавцов, то это не проблема - возьмут столько же и быстро введут в курс дела. А если уйдут ключевые сотрудники из поддерживающих подразделений, где порой один специалист на направление, это будет гораздо сложнее ситуация. Поэтому важно сохранить знания специалистов узких направлений.

Это те мифы, с которыми я когда-либо сталкивалась и сталкиваюсь.

А как вы считаете можно ли внедрить систему управления знаниями организации, занимающейся фармацевтикой, внедрить в финансовом учреждении или в вашей отрасли?

С уважением,
Денисова Елена
twitter: @EDDenisova
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
eloka@yandex.ru