Когда я училась в университете, курсе на 4-м наш преподаватель Вячеслав Федорович Яковлев говорил о системах. О том, чтобы исследовать полностью любую систему, необходимо изучить ее как внутри, так и снаружи. И тогда, и только тогда в ней не остается загадок, и все становится ясным и понятным. Вот, почему человек наверное никогда не сможет разгадать все тайны жизни.
Какое отношение это имеет к автоматизации бизнес-процессов? Самое прямое! Дело в том, что заказчик автоматизации чаще всего находится внутри системы и не в состоянии выйти из нее и оценить всю целиком посторонним взглядом. Отсюда и ограниченность взглядов и ошибочность целей и приоритетов. Ошибки описания процессов рождаются именно из-за непонимания природы всей системы. Мы говорим, что "варимся в собственном котле", и не видим перспективы в этом случае. И это, действительно, серьезная проблема, для решения которой нередко приглашают сторонних специалистов, способных "новым" взглядом взглянуть на ситуацию и найти выход.
В идеале, конечно, руководство Организации должно хорошо знать собственные процессы и системы. Но это завидная редкость. В небольшой компании все "видно как на ладони", и часто процессы на этой стадии не считается целесообразным описывать. А в крупных организациях, руководство уже не знает всех деталей существующих функций за счет декомпозиции задач. Ведь не может (и не должен) знать абсолютно все Президент Компании и в производственном отделе, и в финансовом, и в маркетинге, например.
Получается, процессы и внутри часто запутаны и интуитивны. Что же говорить о всей картине?
В случае автоматизации сузим задачу. Нам необходимо знать целиком конкретно выбранный процесс, имеющий четкие границы (о чем говорилось ранее).
Важно, чтобы эта информация была доступна к комплексному изучению, т.е. целиком как "внутри, так и снаружи", имела входы и выходы, описаны все ресурсы и ограничения. Процесс должен иметь законченный и достаточный вид. И владеть данной информацией в полном объеме должен "хозяин" процесса. Это необходимо для дальнейших манипуляций и работы с процессом по его развитию, оптимизации (в т. ч. автоматизации).
Что касается нашего HR-процесса, то он должен быть целостным относительно выбранного критерия, например, цикла жизни сотрудника в компании. Конечно, этот процесс в свою очередь является только "небольшим кусочком" общей бизнес-системы организации и должен иметь свое место в ней. Но мы не имея возможности охватить "необъятное" вынуждены дробить большое на малое и использовать метод индукции для изучения общего от частного.
Возможно, когда основные функции компании будут определены и описаны с помощью процессного подхода, общая система определится и ее уже можно будет исследовать системно всю целиком, заполняя и выявляя имеющиеся пробелы, как путешественники и мореплаватели в эпоху Великих открытий.
Если вам интересна тема автоматизации бизнес-процессов заказчика, подписывайтесь, чтобы получать уведомления о продолжении.
Также буду благодарна вашей обратной связи и вопросам. Пишите и я отвечу!
To be continued...
Всегда ваша
Денисова Елена,
Комментариев нет:
Отправить комментарий