понедельник, 25 марта 2013 г.

Процессный подход в электронном обучении.

Начала изучать процессный подход. Читаю книгу Владимира Репина "Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление". Читаю, и многое становится понятным в российском бизнесе - почему так и не иначе, почему всё или почти всё автоматизируется как получится, а не как надо, и к чему это приводит.

Читаю, осмысливаю и "перевожу" на методы обучения, электронного обучения. Внедряя функциональное обучение, я отдала предпочтение именно процессному виду обучения, а именно подачи материала.

Пришла к этому не сразу, признаюсь. Помогло наличие обратной связи обучаемых - практически сразу после обучения. Вы знаете, что самый мощный двигатель прогресса и развития проекта - возможность быстро получать и обрабатывать обратную связь! Об обратной связи я рассуждала немного раньше. Если интересно, можно прочитать Здесь.

Я поняла, что мало описать предмет изучения, важно выстроить процесс с целью достижения заданного результата. Авторы - руководители и опытные и профессиональные сотрудники, как выяснилось, не умели передавать опыт, вернее описывать его и рассказывать подчиненным и менее опытным. Им казалось, что если они объяснят составляющие процесса, этого будет достаточно. Как оказалось, они сами не представляли, что то, что они делают - это процесс и его нужно описать в виде последовательности действий. Самое распространенное сопротивление со стороны наших авторов - это отказ признать, что людям, чтобы выполнять свои обязанности нужно понимать сам процесс. Мне говорили, что это им (сотрудникам) знать не нужно, это знает руководитель. Но как тогда требовать ответственности и осознанности от таких людей?

Я использовала простую метафору. Про торт. Допустим, вам нужно испечь торт. Вернее, вашим ученикам нужно испечь торт. Цель - торт.
И вы, как учитель начинаете учить: даете рецепт, где указано, сколько муки, молока, сахара и др. составляющих. Это всем понятно. Далее подробно, детально в несколько глав рассказываете, что такое мука, сахар и др. составляющие - какие они бывают, какие хорошего качества, какие не очень. И конечно, заостряете внимание, как важно отличить хороший продукт от плохого. Конечно, всю информацию документируете и пишите регламент и требуете от учеников четкое запоминание. И все. Сам процесс выпечки торта - что делать с этими составляющими и в какой последовательности, вы не сообщаете - зачем? это знаете вы! В лучшем случае вы произносите исчерпывающую фразу: "Все смешать!".

И как по вашему, смогут ученики испечь торт?

Так и в бизнес-обучении, рассказывают, какие программы и инструменты используют, и какой замечательный результат должен получиться в итоге. Но КАК его достичь, никто не говорит - это же итак понятно! - "Все смешать!".

Знакома ситуация? Когда в обучении цель путают с результатом? Когда вместо Цели - испечь съедобный красивый торт в соответствии с технологией ставят просто - Цель -Торт, а то и вовсе цель не обозначают - итак понятно, что речь о торте.

Вот тогда я и пришла к процессному типу обучения. 

Правда, образовался побочный эффект. Чтобы реализовать процессное обучение, нужно описание самого процесса, а его-то как раз чаще всего и не было у руководителей - приходилось начинать именно с этого, описания процесса работы руководителя и его сотрудников, на основе которого писались или редактировались регламенты и инструкции. Ну, что ж, это тоже не плохо, как результат.

Мысли, которые возникают при чтении книги....

Спасибо за внимание тем, кто дочитал. Возможно, и вы что-то полезное и интересное найдете для себя. Поделитесь - буду рада узнать.

С уважением,
Денисова Елена.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
@EDDenisova