Готовилась к конференции и собирала материал по теме системы управления знаниями организации. Теория писалась по итогам практического опыта и теоретического анализа работы в сфере разработки электронных курсов на протяжении 3-х лет.
Пишу, чтобы сохранить наработки, чтобы не потерялись в папках компьютера. Может, кому и будет интересно :).
Интеллектуальный
банк компании – это автоматизированн ая
система создания, сохранения, развития
и распространения организационного
знания в компании.
Организационное
знание включает в себя все знания
компании: технологии, процессы, ноу-хау,
особенности и т.п., что позволяет
организации быть конкурентоспособ ной
на внешнем рынке.
Обычно оно
хранится в формализованном виде:
корпоративных регламентах, инструкциях,
описаниях бизнес-процессов . К сожалению,
большая часть формализованного знания
быстро устаревает и обновляется
несвоевременно.
Но даже, если
формализованная база знаний поддерживается
в актуальном состоянии, только 40% знаний
можно формализовать в виде корпоративных
электронных документов. И где же находится
большая часть организационного знания?
В умных головах сотрудников компании
в виде индивидуального опыта – успешного
и не очень. Источником знаний является,
прежде всего, индивидуум, и он является
главным активом любой современной
организации. И стоит вопрос как эти 60%
знаний сохранить в компании в случае
смены персонала.
Существует
несколько способов построения систем
управления знаниями организации,
например, способ детальной стандартизации
процессов, технологий, операций и т.д.,
а также постоянное внедрение стандартов
в работу через обучение на местах
(наставничество и коучинг) – этот способ
применяется в Тойоте. Можно использовать
методы описания бизнес-процессов . Тогда
цикл создания знания будет выглядеть
следующим образом: описание процессов
в бизнес-схемах, далее обучение, внедрение
бизнес-процессов и оптимизация
бизнес-процессов и т.д.
Организационное
знание проходит следующий цикл развития
от скрытого (неформализованн ого,
неявного) знания до формализованного
и обратно (И.Нонака,
Такеучи):
1. Социализация
знания – Из неформализованно го в
неформализованно е знание передается
путем передачи опыта от мастера ученику,
например на стажировке.
2. Формализация
знания – Из неформализованно го в
формализованное знание переходит путем
документирования , например рисование
схем, написание регламентов и инструкций,
описание процессов в текстовом виде
3. Комбинация
знания – В процессе изменения
формализованного в формализованное
знание видоизменяется за счет создания
новых документов на основе имеющихся,
например, на основе инструкций и
регламентов пишется сценарий электронного
курса, а на основе сценария создается
сам электронный курс.
4. Инициация
знания – Изменение знания из состояния
формализованного в неформализованно е,
например, в процессе обучения. По
имеющимся документам образуется личный
опыт обучаемого, который используется
на практике, образуя новый опыт и новое
неформализованно е знание, которое при
необходимости необходимо снова
формализовать.
А для чего
существует электронное обучение в вашей
компании?
Только ли
для трансляции информации?
Электронное
обучение позволяет построить
автоматизированн ую систему интеллектуальног о
банка, где организационное знание
проходит все этапы цикла развития от
социализации до инициации через создание
электронного курса, обучение и получение
обратной связи.
Чтобы система
интеллектуальног о банка работала,
необходимо не только создать систему
трансформации знания и накопления в
виде электронных курсов, но и обеспечить
актуальность используемой информации.
Эта проблема появляется не сразу, но
достаточно быстро, т.к. технологии
развиваются и изменяются, а значит и
учебные материалы устаревают.
В цикл
актуализации входит по мимо технических
работ по обновлению имеющихся курсов,
еще и административная составляющая,
включающая в себя работу с авторами-носител ями
знаний. Только если эта работа отлажена
и ведется регулярно, система
интеллектуальног о банка работает
постоянно, позволяя организационному
знанию совершенствовать ся и выходить
на новый «виток спирали» развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий