понедельник, 11 февраля 2013 г.

Что такое адаптивный курс? Или поговорим о юзабилити.

Недавно наткнулась на следующее понятие: "адаптивный курс". Смысл этого курса, не адаптация, а подстройка под обучаемого.

Сейчас стало модным течением "свободного" изучения курса, где обучаемый сам выбирает нужные разделы и берет то, что ему нужно и важно. Идея звучит заманчиво.

Но здесь кроется ловушка! Если у курса есть цель доставить знания с минимальными потерями, и при этом воздействовать на поведение обучаемого, то этот вариант не подходит. Почему? Дело в том, чтобы "брать то, что нужно", надо быть уже экспертом в изучаемой отрасли и, в принципе, сам курс может быть и не нужен - только часть его. В этом случае курс может использоваться в качестве справочника, где не нужно читать все "от корки до корки", а только избранные страницы. Но чем тогда курс отличается от книги? - наличием навигации! Навигация должна быть открытой и разветвленной с обязательным наличием удобного оглавления.

Это, если говорить о типах курсов-справочников. Но, если цель перед вами не только дать доступную информацию, но и научить и "заставить" изменить повседневное поведение, то открытая навигация вам вряд ли поможет. Продуманный сюжет и "дорога" курса сами по себе являются мотиватором для достижения поставленной учебной цели.

Курс для начинающего обучение (не эксперта) является неким лабиринтом с множеством возможностей - иди, куда глаза глядят - того и гляди - "разбежатся". Без нити Ариадны, навряд ли обучаемый пройдет и не заблудится. Разработчики так стараются придумать как можно замысловатей структуру курса с множеством ответвлений и вариаций, что немудрено забыть, зачем пришел.

Идеальный путь для вновь пришедшего в курс является... прямая линия. Лучше всего, если обучаемый будет нажимать только кнопку Далее (или Вперед). При этом навигация может быть разветвленной, но для обучаемого она должна быть только прямой, а интерактив - прозрачным и понятным каждому!

А что же делать с теми, кто уже проходил курс и хочет повторить или найти нужную информацию? А здесь, как раз и можно открыть всю навигацию, чтобы можно было ходить как хочется! Но и здесь необходимо сохранить ориентиры, чтобы можно было попасть в любой уголок "лабиринта" курса без плутаний.

Итак, для первого прохождения - строгая навигация в строгом направлении, с изучением всех необходимых разделов с необходимой анимацией и интерактивом, а для последующих прохождений курса - открытая навигация, уменьшенная (при необходимости) анимация с необходимым интерактивом, на выбор обучаемого.

На мой взгляд, так и должен выглядеть адаптивный курс - сначала за руку, потом самостоятельно.

А как вы считаете? Что значит адаптивный курс?

Ваше мнение мне очень важно. Напишите ниже в поле Комментария.

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter:@EDDenisova