воскресенье, 20 марта 2016 г.

#Читалка Книги для развития: Рецензия.Савельев С.В. Изменчивость и Гениальность

Как-то была волна постов или сообщений, где говорили о книгах, которые оказали влияние на тех, кто читал.

Я думала-думала, но так выбрать и не смогла те самые, сокровенные..

Поиск книг, повлияющих на мою личность, так ничего и не дал. Читала я всегда много и с удовольствием, и сейчас читаю... Но, чтобы выделить одну или две, которые бы именно запали в душу и определи мой курс жизни, не получается.

Зато, могу сказать, что есть книги, которые определили мое профессиональное развитие, или вернее авторы и методологии... Их не так много. О них я постоянно помню, ссылаюсь и осознаю снова и снова.

Одной из такой книг стала "Изменчивость и Гениальность" Савельева С.В., М. 2012.



Это научное издание мне подарили на 30-летие! Оригинальный подарок молодой женщине, выделяющийся на фоне коробочек с золотыми сережками, кулончиками и прочими женскими приятными мелочами.

Вот ее аннотация:

"Монография посвящена природе человеческого мозга и морфофункциональным основам одаренности и гениальности. Описаны основные принципы индивидуального строения мозга, лежащие в основе неповторимости каждого человека. Показаны фундаментальные причины скрытых противоречий сознания и биологических мотиваций в принятии решений. Раздел книги, посвященный одаренности, раскрывает фундаментальные особенности строения мозга гениев и природу нестандартности их мышления и поведения.

Издание предназначено профессиональным пользователям и любителям собственного мозга".

Скажу честно, что несмотря на "простой" язык, читать книгу с образованием, отличным от биологического, сложно: лично я останавливалась на каждой странице и перечитывала по нескольку раз, чтобы понять казалось бы русский простой язык.

Но книга оказалась, действительно, фундаментом для других знаний, которые три года назад только-только начинали требоваться, а сейчас так вообще не сходят с тем HR и обучающих конференций - тема мозга.

Кроме того, кроме этой книги, я больше не встречала более понятной и конкретной - все остальные публикации предлагают либо малюсенькую часть, либо вовсе поверхностные размышления, растянутые на сотни страниц!

Основные выводы, которые я вынесла для себя, и которые стали в свою очередь источниками развития моих направлений деятельности, это:

1. Талант чего-то выдающегося нам дается от рождения. Это обусловлено "входными" характеристиками мозга. Если дать волю ребенку, он предпочтет именно то, что предопределено природой и это и будет его сильной стороной.

2. Развить искусственно какие-то способности можно. Но нужно помнить, что если в мозгу эта функция слабо развита или отсутствует, то потребуются значительные усилия, и это будет намного тяжелее, если бы эта функция была изначально "сильнее".

3. Развивая какую-то область мозга, невозможно развивать все остальные также - на высоком уровне. Это обусловлено ограниченностью строения черепной коробки - мозг расти бесконечно не может, есть границы в виде черепа. Поэтому, развивая одну область, мы неминуемо "запускаем" и "ослабляем" другую. Поэтому, говорить о том, что можно развивать все и быть эффективным во всем - миф. (см. методологию И.Адизеса - все научно обосновано).

4. Работа мозга - наиболее энергозатратна. Поэтому использовать мозг на 100% (как об этом пишут в модных изданиях о том, что мы используем мозг только на 10%) - очередной миф. Если это случится, то человек просто "отключится". Цель мозга - эффективная работа организма, а она далека от научной деятельности и вообще дедлайнов. Поэтому мозг - "очень ленивый" - он всегда ищет, на чем сэкономить энергию. Поэтому наша лень - обусловлена работой мозга.

5. Но есть хорошая новость! Мозг можно "обмануть" - он начинает активироваться и тратить ресурсы, если "понимает", что после этой вынужденной активности, станет энергия будет меньше тратиться и это приведет к конечной цели - "ничего не делать". На этом и строится ВСЯ мотивация человека!

Каждый из этих выводов используется и в обучении (не важно какого формата - электронного или очного), и в постановке целей и задач для команд, и в управлении, и в психологии взаимоотношений...

По сути, это одна из основополагающих книг моего развития. Каждый раз я вспоминаю о работе мозга и понимаю, почему тот человек (или даже целая организация) поступает так, а не иначе..

Спасибо Дмитрию Долгову за такой прекрасный подарок!

Кто готов "заставить" мозг работать эффективней и понимать больше, тому рекомендую помучаться (если, конечно, у вас не медицинское или биологическое образование) и изучить эту книгу детально, примеряя выводы на практике - результаты того стоят!

С уважением,
Денисова Елена,