среда, 30 января 2013 г.

На что может влиять электронный курс? Или несколько слов о мотивации.

А вы знаете, что электронный курс может быть как мотиватором, так и демотиватором на деятельность?

Все зависит от того, на сколько качественно были проработаны цели курса, а также подобран и методически обработан учебный материал.

Правильно поставленная цель сама по себе является мотивацией на достижение результата.  И такая цель у курса должна быть одна. В "правильной" цели указывается конечный результат, выраженный в практической реализации. Другими словами, то, к чему ведет курс, что должен получить в итоге обучаемый.

Но мало пообещать в начале обучения о решении практических задач обучаемого, необходимо выполнить обещание - помочь решить проблему.

Это сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Необходимо так разработать сценарий, чтобы ненавязчиво вести обучаемое к цели, и по ходу обучения подавать полезные знания. Каким образом это сделать, если ориентироваться на то, что человек будет "общаться" только с программой, не человеком? 

Задача усложняется тем, что у вас не будет шанса объяснить ту или иную фразу - что обучаемый поймет сразу, что сложно исправить потом, а то и невозможно. Ведь все мы, находясь с самими собой ( в данном случае с компьютером), делаем выводы из получаемой информации и принимаем решения самостоятельно, никого не ставя в известность. Крайний случай - увольнение сотрудника. Слова, порою, бьют гораздо больнее и точнее.

Электронный курс - очень тонкий инструмент обучения. Он может замотивировать и сподвигнуть человека на достижения поставленных целей, а может наоборот заставить человека "бросить все". Здесь значение имеют несколько аспектов:

1. Постановка цели и задачей
2. Стиль изложения
3. Логика изложения
4. Обращение к обучаемому
5. Обратная связь
6. Интерактивность

И все это должно быть направлено на одно - достижение целей обучаемого!

Я поняла одно, что самый главный критерий, способный замотивировать любого обучаемого - это достижения собственных целей! И все должно сопутствовать данному стремлению. 

Это непросто. Необходимо, кроме технологий, подключать и другие дисциплины - психологию, типологию, педагогику, педдезайн, философию, на первый взгляд трудно совместимые в рамках электронного обучения. Но тем не менее это возможно.


А как вы думаете, как может влиять обучающий курс на поведение обучаемых?

Буду рада вашему мнению - для этого заполните поле Комментария ниже. 

Если вы хотите получать еженедельные обновления блога, оформите, пожалуйста, подписку ниже.


С уважением,
 Денисова Елена,
http://blogofdenisova.blogspot.ru/2012/12/blog-post_4.html
twitter: @EDDenisova

понедельник, 28 января 2013 г.

Как правильно получить обратную связь?

Ранее я говорила о необходимости запрашивать, получать и обрабатывать обратную связь.

При этом, любая обратная связь важна - положительная и негативная.

Но, на самом деле, вы можете повлиять на данный процесс! Как?

Правильно задать форму подачи отзыва!

Если для оформления обратной связи оставить только поле "Комментарий", то либо его вообще оставят пустым, если не будет предложения оставить отзыв, либо напишут ничего не значащие для вас слова, например "Ничего так, поиграться можно".

Если вы действительно хотите получить действительно полезную и информативную обратную связь, то не пожалейте времени на разработку формы отзыва:

1. Напишите основные вопросы по вашему продукту или услуге, ответы на которые вы хотите получить от ваших клиентов.
2. Напишите возможные ответы, которые могут дать ваши клиенты.
3. Продумайте, в какой форме будут задаваться вопросы (открытые, закрытые, со шкалой, численные, процентные и т.д.)
4. Нарисуйте форму опросника.
5. Выделите обязательные для ответа вопросы и желательные, но необязательные.
6. Выберите из всего списка вопросов самые необходимые. Помните, что опросники люди заполняют только тогда, когда они не занимают много времени. Поэтому количество вопросов не должно превышать число 10.
7. Просмотрите оставшиеся вопросы и придумайте однозначные формулировки, чтобы они были понятны всем.

Опросники можно делать в бумажном виде, а лучше в электронном, прикрепив непосредственно там, где располагается информация о вашем продукте или услуге - на самом видном месте. В случае электронного обучения - после прохождения электронного курса. И не забудьте про приглашение! 

В приглашении необходимо прописать краткую мотивацию - зачем отзыв нужен, и почему это так важно для вас и, конечно, не забудьте о просьбе.

Еще несколько полезных советов: 
1.Обратите пристальное внимание на формулировки вопросов. Это важная составляющая создания любого опросника. Вопросы должны быть грамотными с точки зрения грамматики и лексики.

2.Вопросы не должны дублироваться по смыслу.

3.Вопросы нужно задавать так, чтобы ответы не вытекали из предыдущих ответов. Т.е. вопросы не должны быть избыточными. Не забывайте, что опросник не должен быть слишком длинным.

Напишите и мне отзыв, по этому сообщению. 
На сколько полезна данная информация для вас?
Что нового вы узнали?
И что бы вы добавили?

Заранее благодарю за вашу помощь и внимание.

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
@EDDenisova



суббота, 26 января 2013 г.

О внедрении e-learning и ПИАРе.

Чтобы что-то внедрить внутри компании, нужно это что-то продвинуть, доказать необходимость, целесообразность и дальнейшие выгоды. На этом этапе, действительно, важно убедить руководство о внедрении новых технологий:

  • Определить цели внедрения
  • Определить ожидаемый результат
  • Выбрать способ реализации

Без поддержки руководства, невозможно внедрить ни одну технологию.

Но, как правило, специалистов, способных все правильно сделать на первых порах, нет. Руководство знает приблизительно о новых технологиях, но ожидания обычно превышают знания о реализации. Вот здесь то как раз и кроется опасность.

Внедрение e-learning (системы дистанционного обучения) требует детального бизнес плана. Практически, это старт-ап внутри компании. И здесь необходимо четко понимать, для чего?, для кого?, как? и кто?

На все эти вопросы нужны предельно ясные ответы. Большинство организаций не считает нужным для себя разрабатывать план, считается только бюджет и закупается определенное ПО. И к тому же определяется желаемый результат - при чем, быстрый и качественный.

Внимание на то, кто будет реализовывать новый старт-ап, если и уделяется, то мало. Многие считают, что достаточно для внедрения e-learning либо нанять человека без опыта (ведь провайдеры говорят в один голос, что с их ПО справится даже ребенок), либо наоборот - ищется человек-супер герой, этакий несуществующий бетман - чтобы и электронное обучение ввел, и курсы разрабатывал, и администрировал, и в свободное время еще и тренинги проводил! Это говорит о том, что технологии есть, а как их использовать никто не знает.

При этом проводится широкая ПИАР компания, а том, что в скором времени будет все очень здорово! Тратятся деньги на самые дорогие, и потому лучшие, технические новинки; разрабатываются "мотивирующие" акции - все в итоге понимают, что это что-то очень важное и ждут какое-то чудо, способное решить все стратегические задачи организации.

В итоге, даже если допустить, что в компанию придут специалисты e-learning, скорее всего с ожиданиями организации в столь короткие сроки они справиться не смогут, т.к. хотят все качественно, красиво и, главное, много и быстро! Мало кто отважится из "дистанционщиков" отстаивать качество и выдерживание определенной технологии разработки курсов и построения системы, и "скатываются" на выполнение требований заказчика. Помните сказку про жадного богача? Где он потребовал сшить из овчинки 7 шапок? Вот такой результат, как правило и получается.

Другая крайность, когда сроки нормальные, но нет целей внедряемой системы - в результате получают красивейшие курсы, на которые потратили миллионы, нравившиеся руководству, но... абсолютно бесполезные, так как не являются практично применимыми к реальной жизни работников.

А ПИАР то был на высоте! В итоге получаем горький этап Разочарования! И выбраться из этой ямы почти невозможно.

А вот, если сначала подумать, разработать систему дистанционного обучения - определить цели, целевую аудиторию, выяснить, какие процессы в организации протекают и что, действительно нужно, как помочь с помощью обучения? Выполнить пробный план и посмотреть на практические результаты, сделать это максимально качественно и продуманно, то и рекламировать особо не придется. Качество говорит само за себя! Вам останется только удержать качество и развивать уровень, поднимая планку. 

Это тоже, по правде сказать, не легко, но у вас уже будет честно заработанный авторитет, позволяющий вам доказывать целесообразность тех или иных затрат - как временных, так и бюджетных.

Я считаю, что ПИАР - вещь хорошая, но пользоваться ее нужно с умом и не злоупотреблять. 

Лучше делать, чем говорить.

А как вы относитесь к пиару? Мне интересно ваше мнение.

Вы можете подписаться на мой блог ниже, чтобы получать обновления и оповещения об ответах - я буду рада ответить.

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter:@EDDenisova


пятница, 25 января 2013 г.

Работаем с носителями знаний. Что самое главное при создании дистанционного курса?

У меня в команде 3 профессиональных менеджера, которые ведут проекты по созданию дистанционных курсов с нуля.

Работу менеджера можно разделить на этапы:

1. Предварительная работа с носителями знаний
2. Подготовка учебных материалов
3. Написание сценария
4. Работа с верстальщиком (или личная верстка)
5. Апробация курса
6. Вывод в эксплуатацию

На первый взгляд, кажется, что основная работа происходит на этапе написания сценария, который включает в себя продумывание структуры курса, сюжета курса, какие инструментарий педдизайна и технических возможностей можно и целесообразно применить. Этот этап требует творческого подхода. 

Но по достижения некоторого уровня мастерства по разработке дистанционных курсов, каждый из членов моей команды приходил к выводу, что это заблуждение. Основная работа состоит в взаимодействии с носителями знаний. Почему?

Дело в том, что необходимо:
1. Установить контакт
2. Понять и использовать мотивацию носителя знаний сотрудничать - т.е. делиться знаниями, объяснять, искать цели для обучаемых (О нескольких уровнях системы мотивации в процессе разработки электронного курса я расскажу чуть позднее - это отдельная тема блога)..
3. Вывести цель для носителя знаний и цели для обучаемого - приемника знаний
4. Понять процесс работы носителя знаний (структуру знаний)
5. Разработать шаблон для заполнения (После постановки цели, обычно, выводятся задачи, которые позволяют достичь поставленной цели).


На всех этапах взаимодействия менеджера с носителем функциональных знаний важным являются выстроенные отношения, основанные на психологии и методов типологии (MBTI, И. Адизиса), а также структурного мышления.

Основная сложность, кроме коммуникаций, я выделяю способность разбираться в сложных системах и процессах (даже, если процесс четко не определен, и люди делают по привычке, как сложилось). 

Менеджер в этом случае не только "снимает" знания, но и выстраивает, при необходимости, логику процессов. Каждую работу можно структурировать и разложить в процесс, т.к. выполнение работы - это действие, а значит и процесс, имеющий начало и конечный результат.

Обычно, "побочным" эффектом работы моей команды является структурирование процесса (а иногда и выстраивание его), и как результат - написание регламентов, инструкций, стандартов и др. регламентирующих документов для заказчика, кроме интересующего нас результата - дистанционного курса.

Этот этап работы менеджера можно смело назвать этапом социализации и формализации знаний (этап трансформации из спирали развития знания "Компания - создатель знания. И.Нонака, Х.Такеучи. 1995, Олимп-бизнес 2003."

Все остальные этапы работы менеджера, безусловно, важные и неотъемлемые, но по нашим общим выводам являются техническими (рутинными), сюда включен и выбор технологии разработки самого дистанционного курса, и его частей.

В результате работы, по истечении нескольких лет, менеджеры исследуют большинство процессов компании, усовершенствовали и оптимизировали их, порой даже предлагая инновационные подходы (естественно, на усмотрение носителей знаний).

Конечный итог - мы знаем все бизнес-процессы компании основных уровней компании. Многие шутят, что нас нельзя увольнять, т.к. много знаем, являемся сборщиками и хранителями знаний Компании, отвечающие за актуальность и полезность знаний.

А как вы относитесь к такому утверждению? Нужны ли такие люди компании и зачем?

Буду рада вашей обратной связи - любой!

Для получения обновления блога, подпишитесь, пожалуйста, ниже.

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter: @EDDenisova

вторник, 22 января 2013 г.

#ЛичностныйРост Вы любите задавать вопросы, так как это люблю я?



Вы любите задавать вопросы, так как это люблю я?

Если и существует профессиональная деформация, то у меня это выражается в умении задавать вопросы! 

Вы никогда не задумывались, что основа успеха любого дела - в умении задавать правильные вопросы и делать выводы из полученных ответов?

А я только этим и занимаюсь, что задаю вопросы. Хотя есть и обратная сторона сего процесса - умение отвечать на вопросы - на ВСЕ, даже на абсурдные. И знаете почему?

Дело в том, что когда ты чего-то не знаешь, то ты постоянно рискуешь задать глупый вопрос, ведь ты же не эксперт, поэтому и не знаешь, что очевидно, а что нет. Именно поэтому я, когда хочу задать вопрос, всегда предупреждаю, что возможно я задам сейчас один (а то и несколько) глупых вопросов, на которые хочу получить абсолютно умные ответы. Тем же я плачу и тем, кто спрашивает меня.

Вопросы позволяют нам получить желаемую обратную связь - опять же любую! Главное, правильно выстроить логическую цепочку вопросов, ну, и конечно, выслушать и сделать выводы.

Любопытно то, что люди отвечая на вопросы, иногда говорят больше, чем того желали. Но вам в этом случае необходимо уметь не только задавать вопросы, но и получать обратную связь, т.е. ответы.

Многие боятся задавать вопросы, потому что боятся получить неудобные ответы, а зря! Ведь так вы можете выявить проблему, а значит и найти решение!

С помощью вопросов строятся процессы, ускоряются работы и выполняются задачи, а порой и уничтожаются проблемы.

А как вы относитесь к вопросам?

С уважением,
twitter: @EDDenisova
eloka@yandex.ru

PS Подпишитесь на мой блог (см. ниже) и получайте регулярные обновления по почте.

понедельник, 21 января 2013 г.

#Читалка "Бизнес с нуля", Эрик Рис: Что нужно потребителю?

Начала читать книгу Эрика Риса "Бизнес с нуля". Книга уже нравится тем, что не обещает легких побед старт-апа.  Конечно, идеи не новы, но есть о чем поразмыслить.

Например, старт-ап необязательно является новой юридической организацией. Он может быть и внутри уже существующей компании. Старт-ап - это тяжелый повседневный труд, состоящий из прохождения множества препятствий вне зависимости от его типа "размещения". В некоторых случаях внутренний старт-ап сложнее продвинуть, чем создать новый вне организации.

В основном сложности возникают не в том, что нужно доказывать кому-то в гениальности идеи, а в том, что требуется понять, что же нужно потребителю неважно, кто он  -  внутренний  или внешний.

В последнее время я больше пишу о важности настройки прямой и обратной связи в системах.
Обратная связь - двигатель прогресса! Понять, что хочет клиент - далеко не одно и тоже, что прямо спросить его об этом - "что вам нужно?". Чаще всего они не могут четко сформулировать свой запрос - что нравится или требуется. При разработке продукта необходимо настраивать эффективные взаимосвязи с клиентом, собирая, получая и обрабатывая обратную связь как можно раньше.

При взаимодействии с целевой аудиторией нужно не столько найти способ продажи идеи или полезности продукта, его характеристики, а  придумать такое решение, от которого невозможно отказаться - то, что он ему требуется здесь и сейчас для достижения своих целей, что обеспечило бы максимальный эффект. Это то, что сам бы купил, окажись на месте клиента.

Также следует помнить, что сложное и дорогое технологическое решение не гарантирует востребованности разрабатываемого продукта. Если для обеспечения соответствия целевым характеристикам продукта достаточно простого варианта решения, то не стоит его усложнять. Любое усложнение может означать и удорожание продукта, и затруднение понимания продукта в применении.


С уважением,
Денисова Елена

воскресенье, 20 января 2013 г.

Кто создает электронный курс?

Изолированных систем не существует. Все взаимосвязано. Если нет связей - нет системы.

Нельзя сделать хороший продукт в одиночку. Даже художники и писатели зависят от обратной связи окружающих. Иначе бы они и не показывали бы никому свои произведения. Каждому необходимо внимание и отзыв. Нет реакции - нет жизни.

Создавая электронный курс необходима работа команды, состоящей из совершенно разных участников, порой даже абсолютно противоречивых. Сюда входят не только разработчики и заказчики.

Вот примерный список:

  • Заказчик курса. Заказчиком курса может выступать любой. Это может быть руководитель обучаемого сотрудника, а может быть и высшее руководство.
  • Автор курса или эксперт курса. Курс создается на основе информации. Информация должна быть не только формализованной, но и той, что обладает автор, носитель знаний.

  • Разработчик курса. Разработчиком курса может быть один специалист, либо команда, выполняющая следующие роли: Методолог, технический специалист, дизайнер, психолог, педагог.
  • Пользователь. Пользователь - это обучаемый, может быть абсолютно любым человеком, и вы, и я. Все мы можем учиться всю жизнь.

С каждым из них нужно налаживать связи, коммуникации. Все они должны двигаться в одном направлении - создавать продукт - качественный электронный курс. С каждым нужно работать и получать обратную связь. Они все разные, но всё же одна команда!

Я как разработчик, постоянно коммуницирую со всеми участниками, и со всех получаю обратную связь, даже тогда, когда об этом их не прошу. Но есть основная обратная связь, которая играет наивысшую роль.

Как вы думаете, какая обратная связь для разработчиков самая важная?

Напишите мне, и расскажите, почему?

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter: @EDDenisova
eloka@yandex.ru

четверг, 17 января 2013 г.

Почему кому-то все, а другому ничего?

Проходя в очередной раз между рядами рабочих столов в нашем опенспейсе, с радостью отмечаю, что на многих мониторах светятся наши электронные курсы, а люди что-то выписывают или внимательно изучают, или что-то набирают... И так каждый день.

А кто-то разрабатывает курсы по всем педагогическим правилам, использует новейшие технологии - флэш, мультипликацию, разрабатывают сложнейшую навигацию... Ну, казалось, все сделано! Но почему же они не учатся?! Не заходят или просто пролистают и забывают?!

Наверное, вопрос в мотивации, слышатся восклицания догадок!

В принципе, это верно. Действительно, все дело в мотивации. Но понимание мотивации у всех разное. К сожалению, в большинстве случаев она сводится к еще более сложным технологиям и красивой графике.

Так ли это все нужно людям? Ведь читаем же мы взахлеб бумажные (или даже электронные) книги, где и картинок то нет, не то что, флэш. Значит, все таки нужно что-то другое.

Как говорил Дэйл Карнеги, миром правит тот, кто сможет его понять (а кто до него это сказал я уже не помню). Наверное, не стоит навязывать людям ту или иную информацию. Для начала нужно выяснить, какая информация им нужна, что их не просто привлечет на время, а буквально прикует на веки вечные.

Я в своей работе выработала следующие правила мотивации:

1. Понять потенциальных клиентов (обучаемых), что им действительно поможет в работе, какие знания

2. Перевести информацию на язык клиента (обучаемых), т.е. сделать информацию понятной и однозначной

3. Показать результат - задать цель и помочь обучаемому в курсе достичь ее. В этом случае необходимо делать понятную навигацию, буквально вести за руку. Никакого выбора для первого прохода. Ведь при входе в лабиринт лучше иметь с собой либо карту, а еще лучше маршрут, где нельзя сбиться.

4. Сделать курс удобным. Как это принято сейчас говорить - юзобилитным. При повторном использовании курса навигация должна быть полностью открыта. Пользователи теперь знают лабиринт и могут ходить самостоятельно и не бояться заблудиться. По поводу анимации и других движений отдельный разговор - это дополнительные инструменты привлечения внимания могут раздражать, если будут постоянно привлекать внимание пользователей.

5. Всегда запрашивать и анализировать обратную связь от конечных пользователей (не их руководителей). Качество наших курсов мы повысили до нынешнего уровня только благодаря обратной связи и до сих пор не останавливаемся на достигнутом - на сегодняшний день мы получили более 11 000 отзывов, начиная с сентября 2011.

А как вы мотивируете пользователей пользоваться вашим продуктом?

Напишите мне и дополните список!

С уважением,
Денисова Елена
twitter: @EDDenisova
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154

среда, 16 января 2013 г.

#УправлениеЗнаниями 8 мифов о внедрении системы управления знаниями в организацию

В этом году исполнится 10 лет, как я занимаюсь вопросами построения и внедрения систем управления знаниями в организациях. Сегодня я вспомнила наиболее часто встречающиеся мифы связанные с этим процессом:

1. Чтобы построить и внедрить систему управления знаниями в компании необходимо детально изучить специфику компании. Поэтому специалисты, разрабатывающие систему, должны иметь профильное образование.

2. В одной организации система работает, а в другой нет только потому, что это другая сфера и специфика.

3. Внедрение системы управления знаниями требует значительных затрат.

4. Перед внедрением системы управления знаниями требуется мощная предварительная ПИАР кампания для топ-менеджмента

5. Система управления знаниями должна быть полностью автоматизированной

6. В реализации системы управления знаниями главное разработать соответствующее программное обеспечение

7. Сложность системы управления знаниями зависит от количества персонала организации.

8. Система управления знаниями прежде всего должна охватывать продающие подразделения организации (или подразделения, приносящие прибыль).

В действительности, отрасль, специфика и сфера организации при построении системы управления знаниями не важна. Система - это структура, состоящая из элементов и их взаимосвязей, а специфика и сфера организации - наполнение системы. Чем наполнить систему не принципиально - все зависит от целей организации. Но сама система универсальна.

Если говорить о затратах, то это сравнительно невысокие величины. Главное опять же выстроить систему в плане организационных аспектов. При этом вовсе необязательно использовать дорогостоящие инструменты. Часто бывает, что новые технологии используются без учета ограничений, да и они сами по себе не обеспечат качество построения системы управления знаниями. По опыту скажу, что используя минимальные инструменты, можно достичь высоких результатов - главное, чтобы был системных подход и методология.

Многие организации расходуют бюджет на пиар акции по продвижению несуществующего продукта - планируемой системы управления знаниями в организации. Как правило, это дань моде. В результате, пиар мощный, выхлоп - минимальный, наступает разочарование и фактическую реализацию проекта в дальнейшем выполнить крайне затруднительно. Я считаю, что лучше по кусочку показывать качественные результаты и постепенно выстраивать систему без завышенных ожиданий. И тогда продукт будет говорить сам за себя.

Сейчас также наблюдается бум автоматизации. Считаю, что нужно уделять большее внимание людям и их возможностям, чем бездумно автоматизировать абсолютно все. Прежде чем заниматься автоматизацией, нужно продумать саму систему управления знаниями и все процессы, составляющие саму систему. В противном случае вы потратите гораздо больше, чем получите результативности автоматизации.

Часто слышу от организаций, что предлагаемая модель системы управления знаниями у них работать не будет, т.к. либо слишком маленькая организация, либо слишком большая. Это не так. Я работала и в большой компании, и в маленькой - принцип построения одинаков.

Это самое большое заблуждение, на мой взгляд. Принцип продаж везде одинаков. Поэтому и знания у них типовые. Если уходят из компании 100 продавцов, то это не проблема - возьмут столько же и быстро введут в курс дела. А если уйдут ключевые сотрудники из поддерживающих подразделений, где порой один специалист на направление, это будет гораздо сложнее ситуация. Поэтому важно сохранить знания специалистов узких направлений.

Это те мифы, с которыми я когда-либо сталкивалась и сталкиваюсь.

А как вы считаете можно ли внедрить систему управления знаниями организации, занимающейся фармацевтикой, внедрить в финансовом учреждении или в вашей отрасли?

С уважением,
Денисова Елена
twitter: @EDDenisova
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
eloka@yandex.ru
 

вторник, 15 января 2013 г.

Какие знания используются в интеллектуальном банке?

Автор: Денисова Елена
 
Какие знания имеет смысл сохранять и размещать в интеллектуальном банке компании?

Я определяю следующие обязательные свойства знаний интеллектуального банка:
  1. Актуальность
  2. Направленность
  3. Полезность
  4. Своевременность
  5. Понятность и однозначность
  6. Доступность
Актуальность обеспечивается постоянным мониторингом базы знаний. Для этого необходимо выстроить административную систему, позволяющую систематично проверять все материалы, инициировать обновление и обеспечивать контроль исполнения их обновления.

Направленность подразумевает обязательное наличие целевой аудитории, однородной и однозначной. Каждый раздел интеллектуального банка должен охватывать только одну функцию организации (или даже подфункцию). Каждый сотрудник должен найти свой раздел, относящийся непосредственно к его работе. По факту, разделы могут пересекаться. Но точки рассмотрения процессов все же зависят от конкретной функции, и поэтому все равно разные.

Полезность подразумевает собой содержание в материалах только той информации, которая помогает достичь необходимого результата в работе, чтобы сотрудник не тратил драгоценное время на поиск и анализ описательных материалов, не имеющих практического назначения.

Своевременность означает подачу знаний в нужное время нужным людям. Материалы должны быть всегда в наличии и разрабатываться во время. А еще лучше материалы создавать заранее, до наступления кризиса и необходимости активации "интеллектуальных консервов".

Понятность и однозначность обеспечиваются в процессе формализации скрытых знаний в электронный вид. Здесь основную роль играет методология работы с носителями знаний и с потребителями знаний. В ход идут и технические методы, и психологические. Главная цель, чтобы человек смог самостоятельно разобраться в материалах и применить их в своей непосредственной работе.

Доступность. Материалы должны быть доступны и быть "под рукой" и должны иметь возможность к быстрой активации без лишних движений и манипуляций.

В процессе формализации знаний необходимо учитывать все указанные критерии и тогда ваш банк всегда будет востребован и ценен для организации.

А как вы определяете необходимость в сохранении тех или иных знаний сотрудников и организации в целом?

Буду рада узнать ваше мнение!

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter: @EDDenisova

понедельник, 14 января 2013 г.

Почему интеллектуальный банк?


В одном из своих ранних сообщений я упомянула, что занимаюсь внедрением автоматизированной системы управления знаниями - интеллектуального банка компании http://blogofdenisova.blogspot.ru/2012/12/blog-post_2.html. Сегодня я получила отзыв к этому сообщению (Максима Скрабина, доц. НИУ ИТМО.). В сообщении содержится хороший вопрос, почему я называю систему управления знаниями интеллектуальным банком:


"Спасибо за Ваш интересный блог и за то, что делитесь своим мнением и опытом. Сразу вопрос о терминологии - почему Вы говорите об интеллектуальном банке, а не о системе управления знаниями (СУЗ)?"
 
Система управления знаниями (Менеджмент знаний (англ. knowledge management) )— это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.

Четкого и однозначного определения знания в настоящее время не существует, равно как и системы управления знаниями. Часто под знаниями понимают данные, содержащиеся в регламентирующей документации организации. Но, как правило, наибольшую ценность имеют неформализованные, скрытые знания, содержащиеся в "голове" сотрудников. Я ввожу в своем блоге понятие интеллектуального банка.
Интеллектуальный банк - это способ реализации системы управления знаниями с применением автоматизации с помощью инструментов elearning.


Назначение интеллектуального банка:

  • Сохранение
  • Трансформация
  • Распространение
  • Обновление

И при этом интеллектуальный банк обеспечивает постоянное повышение стоимости базы курсов за счет качественной разработки и консервации функциональных знаний в виде систематизированных процессов.

Более подробно о сборе и формализации скрытых знаний, и какие знания прежде всего необходимо формализовать, я расскажу позднее.

Буду рада вашей обратной связи. Пишите и я отвечу.

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154