среда, 13 февраля 2013 г.

Как достичь нужного уровня качества курсов в организации? Или еще немного о внутреннем пиаре.

Сегодня хочу поделиться радостью и новым (или очередным) достижением.

Не секрет, что внутри организации крайне сложно внедрить новые технологии, или инновации. Тем более, если они касаются не продающих функций, т.е. обеспечивающих прибыль компании, а сопровождающих подразделений.

Вклад бэк-офиса оценить крайне сложно, но возможно. Сейчас появляется тенденция оценки вклада поддерживающих подразделений организации. Каким образом? В сравнение с аутсорсингом.

В отношении электронного обучения, все намного проще - нужно сравнить стоимость внутренней разработки и стоимость внешней разработки. При этом, результат у вас перед глазами. Эффективность можно оценить, как воздействует обучение на поведение сотрудников, т.е. их непосредственную работу. Понятно, что это косвенный результат. Но тем не менее, если собрать статистику по обратной связи нескольких целевых групп, то тенденцию можно и проследить - конечных пользователей (лиц, непосредственно заинтересованных в качестве курсов как в контенте, так и в подаче), руководителей обучаемых (как это помогает решать их управленческие задачи), так и высшее руководство, кто видит результат в целом по компании. Вы скажете, что результаты обучения оценить крайне сложно? Что это не прямая зависимость. Ну, что ж, вы правы. Но если взять модель "как было-как стало", то резкая перемена все же заметна.

При внедрении новых технологий в ход идет все - и широкая пиар компания, и продажа идеи руководству, и лекции, как это важно, как будет здорово и реки обещаний в молниеносном результате... В итоге,  формируются завышенные ожидания, а те, кто пиарит, не знает как в короткие сроки обеспечить обещанный успех. Дальнейшие события развиваются примерно так, не имея возможности выстроить систему с введением стандартизации качества, нормативов и самого процесса разработки и внедрения, специалисты дистанционного обучения вынуждены подчиняться темпам бизнеса. Количество и скорость ставятся во главе угла.

В результате проигрывают все: и сотрудники, так как вынуждены использовать некачественные курсы, которые только тратят их рабочее время, не принося пользы; и руководители, т.к. их сотрудники тратят время на так называемое обучение, по по факту ничего не дающее, и бизнес, так как хоть и получает большое количество курсов, но их качество на столько низко, что в пору отправлять в утиль.

Только грамотно выстроенная система разработки курсов и их внедрения (и в дальнейшем, развития) позволяет держать должный уровень качества. Каким образом? С чего начать?

1. Все не дается сразу. Важно показать в самом начале нужный результат с нужным эффектом. Пусть это будет простой в техническом исполнении курс, но обязательно иметь правильную направленность (цель для обучаемого), методически обработанный контент, технически грамотное исполнение.
2. Курс должен быть практичным и актуальным. Он должен быть к месту и ко времени и действительно решать рабочие задачи - лучше всего, если особо острые (если, конечно, курс тут поможет).
3. Продумать стратегию внедрения - назначения курса, получения обратной связи, реакции на обратную связь. Этот этап важен именно получением обратной связи от конечных пользователей - здесь закладываются основы юзабилити, поэтому отнеситесь к этому со всей серьезностью и исполнительностью. Помните, что клиент - всегда прав - сделайте так, чтобы даже ребенку было все понятно и просто в использовании, и без помощи человека-консультанта за спиной.
4. Ждите эффекта :). Если первые три этапа выполнены правильно, он обязательно последует. Это первый кирпичик в фундаменте вашего авторитета.
5. Поддерживайте качество курсов на уровне, не ниже достигнутого. Ваша цель - улучшать-улучшать и еще раз улучшать.

Но здесь кроется ловушка бизнеса. Когда мы получаем что-то хорошее, нам хочется тоже самое (или даже лучше) и быстрее и много (и еще больше). С этого момента на разработчиков начинается оказываться сильнейшее давление на ускорение и увеличение количества разработок. Лучше, если вы сохраните парочку "первых блинов комом", т.е. первых презентаций, переведенных в электронный вид. У меня до сих пор лежит архив таких горе-курсов. Это лучший аргумент, когда пытаются сократить сроки и увеличить количество. Когда у вас есть авторитет, и ваши замечательные курсы работают и приносят результат, такой аргумент "в сравнении" работает всегда.

Второй аргумент, понятный бизнесу, опять возвращение к сравнениям - стоимости качественных модулей, и переконвертируемых презентаций; стоимости качественных модулей, которые в конечном итоге еще и становятся частью стоимости компании (капитализация организации, и стоимость группы разработчиков. Получается, что это подразделение является не только поддерживающим, но и в неком роде, зарабатывающим, т.к. вкладывает свой вклад в стоимость компании (о других плюсах я расскажу позднее, не видных сразу).

А чему я радуюсь сегодня? Сегодня в очередной раз я отстояла необходимость сохранить нормативы разработки курсов в нашей организации. Признаться честно, это не составило мне большого труда. Объяснение очень простое, на мой взгляд:  за время работы, у меня наработан высокий авторитет, как внедренца новой технологии, которую признает каждый, ни у кого не возникает вопросов, что дистанционное обучение - это здорово, это высочайшее качество, и что в любом новом проекте оно полезно каждому сотруднику организации, у меня высоко квалифицированная команда разработчиков; и у меня всегда есть в запасе "архив старых курсов".

Буду рада вашей обратной связи. Напишите мне, что вы думаете о способах внедрения e-learning.

Всегда ваша,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter:@EDDenisova