понедельник, 18 февраля 2013 г.

Для каких целей используют дистанционное обучение?

Основные преимущества e-learning знает каждый:

  • обучение большого количества обучаемых одновременно
  • гибкий график обучения - обучаемый сам определяет время обучения
  • нет зависимости от часовых поясов
  • нет зависимости от расстояния - обучаемые не покидают родные организации (или дом)
  • без отрыва от производства - для организации достаточно популярный фактор
  • не зависит от ресурсов (тренера, аудитории, проектора и т.п.)
  • и т.д.
 В банках еще добавляют;
  • возможность быстрого оповещения с помощью LMS и получение отчетности по "прочтению" учебных материалов;
  • относительная простота использования lms
Но во всех случаях, дистанционное обучение рассматривается как дополнительный (и не самый лучший) инструмент обучения. При этом указывают, что очное обучение лучше и результативнее за счет присутствия преподавателя. Но так ли это?

После 10 лет работы с инструментами электронного обучения и изучения систем управления знаниями, я делаю следующий вывод. Электронное обучение не стоит сравнивать с тренингами очного обучения в силу разных целей, преследуемых при этих двух видах обучения.

Очное обучение направлено на получение навыка или моделирования реальной ситуации. Я не говорю здесь о лекциях (сами лекции также не формируют навык, и даже слабо помогают освоить знания).

Электронное обучение направлено на мотивацию и получение теоретических знаний.

При этом ни одно из типов обучения не может превалировать, как лучшее. В идеале, оба типа должны присутствовать, как в смешанном обучении. Лучше если сначала дается теория с мотивацией, а на очном обучении - практика с отработкой и закреплением материала.

Также электронное обучение, если оно грамотно построено, способно трансформировать неявные и скрытые знания в структурированный формализованный вид. Также хорошо проработанный нацеленный курс может обеспечить и обратный процесс трансформации знаний - из формализованного в неформализованный (процесс обучения и освоения обучаемым) - что является двумя составляющими спирали развития организационного знания. Т.е. с помощью дистанционного обучения можно создать спираль развития организационного знания. Достаточно только обеспечить оставшиеся два этапа трансформации знаний:

*из неформализованного в неформализованное
*из формализованного в формализованное

Второй этап из списка достигается в процессе создания электронного курса, когда из инструкций создается курс, и наоборот - при создании электронного курса в результате создаются регламенты и инструкции.
Первый этап - это очное обучение, идущее либо перед электронным обучением, либо после.

Таким образом, дистанционное обучение получает более широкое назначение, в отличие от обще принятого.

А как вы считаете?

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter: @EDDenisova