понедельник, 18 февраля 2013 г.

Для каких целей используют дистанционное обучение?

Основные преимущества e-learning знает каждый:

  • обучение большого количества обучаемых одновременно
  • гибкий график обучения - обучаемый сам определяет время обучения
  • нет зависимости от часовых поясов
  • нет зависимости от расстояния - обучаемые не покидают родные организации (или дом)
  • без отрыва от производства - для организации достаточно популярный фактор
  • не зависит от ресурсов (тренера, аудитории, проектора и т.п.)
  • и т.д.
 В банках еще добавляют;
  • возможность быстрого оповещения с помощью LMS и получение отчетности по "прочтению" учебных материалов;
  • относительная простота использования lms
Но во всех случаях, дистанционное обучение рассматривается как дополнительный (и не самый лучший) инструмент обучения. При этом указывают, что очное обучение лучше и результативнее за счет присутствия преподавателя. Но так ли это?

После 10 лет работы с инструментами электронного обучения и изучения систем управления знаниями, я делаю следующий вывод. Электронное обучение не стоит сравнивать с тренингами очного обучения в силу разных целей, преследуемых при этих двух видах обучения.

Очное обучение направлено на получение навыка или моделирования реальной ситуации. Я не говорю здесь о лекциях (сами лекции также не формируют навык, и даже слабо помогают освоить знания).

Электронное обучение направлено на мотивацию и получение теоретических знаний.

При этом ни одно из типов обучения не может превалировать, как лучшее. В идеале, оба типа должны присутствовать, как в смешанном обучении. Лучше если сначала дается теория с мотивацией, а на очном обучении - практика с отработкой и закреплением материала.

Также электронное обучение, если оно грамотно построено, способно трансформировать неявные и скрытые знания в структурированный формализованный вид. Также хорошо проработанный нацеленный курс может обеспечить и обратный процесс трансформации знаний - из формализованного в неформализованный (процесс обучения и освоения обучаемым) - что является двумя составляющими спирали развития организационного знания. Т.е. с помощью дистанционного обучения можно создать спираль развития организационного знания. Достаточно только обеспечить оставшиеся два этапа трансформации знаний:

*из неформализованного в неформализованное
*из формализованного в формализованное

Второй этап из списка достигается в процессе создания электронного курса, когда из инструкций создается курс, и наоборот - при создании электронного курса в результате создаются регламенты и инструкции.
Первый этап - это очное обучение, идущее либо перед электронным обучением, либо после.

Таким образом, дистанционное обучение получает более широкое назначение, в отличие от обще принятого.

А как вы считаете?

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
twitter: @EDDenisova

3 комментария:

  1. Вот Елена, я Вас периодически читаю, потому как в hrm-статьях вылезает. И удивляюсь все время: пишете, что 10 лет в ДО, а говорите о вещах, которые уже 9,5 лет назад все обсудили )))) И так в каждом посте практически.

    Еще и языком таким, для простых смертных непонятным:
    "Достаточно только обеспечить оставшиеся два этапа трансформации знаний:

    *из неформализованного в неформализованное
    *из формализованного в формализованное"


    из пустого в порожнее что ли? В чем разница между формализованным и формализованным... Видимо, какая-то глубокая философская мысль заложена.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за оставленный комментарий и обратную связь, она весьма полезная для меня. И поэтому буду признательна, если вы укажите ссылки на обсуждения 9,5 - 10 лет, где и кто обсуждал вопросы использования дистанционного обучения как инструмент автоматизации управления знаниями. Мне очень интересно и полезно ознакомиться с этими трудами.

    Отвечу на вашы вопросы:
    1. Вопрос - понятия.
    неформализованное знание - это информация, содержащаяся в носителе знания - индивидууме, чаще всего даже неосознанная. Их еще называют скрытыми знаниями.

    формализованное, соответственно, находится в осязаемом виде - в текстовом описании на любом информационно носителе, в виде текста, графиков, иллюстраций, алгоритмов, схем и т.п. Имеют, как правило структуру.

    2. Вопрос.

    Процессом трансформации знаний из неформализованного в неформализованное можно назвать Наставничество, стажировку - когда от наставника или мастера передаются знания подопечному или подмастерью, который повторяет действия наставника/мастера, его опыт. Обучение происходит на собственном опыте. При этом, конечно, формализация знаний не происходит. Такие знания часто передаются от отца сыну и т.п. Этот процесс еще называется в спирали развития знания - социализация.

    Примером же процесса трансформации знания из формализованного в формализованное является написание программы, которая пишется в процессе видоизменения формальных документов: регламенты и инструкции - алгоритмы - техническое задание - написание программы в электронном виде - реализация программы. В случае дистанционного обучения, исходным формализованным знанием являются часто инструкции и регламенты, на основе которых создаются электронные курсы.

    Спасибо вам за вопросы и интерес. И надеюсь, я смогла ответить доступно на ваши вопросы. Если что-то осталось не понятным - я буду рада дополнить комментарии.

    ОтветитьУдалить
  3. То, что понятно каждому, кто занимается обучением, и не обсуждается в сети. И всем понятно, что смешанное обучение - лучшая форма. Где новые идеи? Где авторские находки? Где результаты экспериментов и реальных практик (уж за 10 лет их можно накопить немало)?

    Что касается формализованного-неформализованного, у Вас одно и то же по обе стороны черточки:
    *из неформализованного в неформализованное
    *из формализованного в формализованное

    Это как:
    из черного-в черное
    из белого-в белое.

    Это я как бы намекаю, что, может, Вы опечатались? :)

    ОтветитьУдалить