воскресенье, 7 августа 2016 г.

Можно ли перенять чужие бизнес-процессы или стратегию?

Многие люди боятся делиться опытом, полагая, что так теряют свою ценность - "я расскажу что и как, и меня перестанут ценить, так как информация уже слита". Тоже самое с организациями - обычно, бизнес-процессы и стратегии являются предметами коммерческой тайны и особой зоны охраны. Все верно. Конкурентные преимущества следует держать в тайне.

Но на сколько возможно воспользоваться чужим опытом и знаниями?

Чем больше об этом думаю, тем больше прихожу к выводу, что перенять чужой опыт в чистом виде невозможно. Объясняется это и уникальностью каждой организации, да и людей, работающих в ней - нет двух похожих -  у каждой свои особенности. Любая идея с оригинальной трансформируется постоянно с момента зарождения до внедрения и развития в последствии.

Так как стратегии и бизнес-процессы создают люди, то изначально они рождаются в голове, а потом уже формализуются "на бумаге". На этом этапе уже возникают искажения или изменения. А когда разработчиков несколько, то и изменений больше на порядок. Начальная идея на входе уже трансформируется при попытке ее формализовать для объяснения другим - часть теряется, часть изменяется, часть развивается. То, что формализуется и представляется в виде документов для реализации, воспринимается другими людьми по своему - каждый видит свое и вкладывает свое понимание и осознание. Даже если идея принята, то она уже другая - под призмой принимающего. Когда же стратегию пускают в реализацию, она вовсе начинает жить "самостоятельной жизнью", так как принимающие люди при ее реализации добавляют свое принятие, что делается неосознанно. И вот результат - изначальная стратегия или бизнес-процесс уже на входе не такой, как было задумано автором.

А если так, то имеет ли смысл стремиться повторить опыт конкурентов в том виде, как он доходит до внешнего понимания? Даже если к вам в руки попали документированные бизнес-процессы и схемы стратегии, это не тоже самое, что на самом деле происходит в организации - вернее, не совсем то - восприятие сотрудников и культурные особенности ни одна стратегия не отражает в себе, ни один бизнес-процесс не улавливает уникальности данной организации. Все, что мы видим во вне о функционировании той или иной организации, не более чем артефакты и инструменты управления - верхушка айсберга живой стратегии. Как только стратегия "сходит с бумаги в цех", она уже становится неактуальной или видоизмененной, не такой, как была задумана изначально.

Имеет ли смысл в этом случае копировать "старое" и гнаться всегда за тем, что уже на входе устарело?

Кроме того, что любой бизнес-процесс или стратегию взять под копирку и перенести в другую среду невозможно, так как нужно адаптировать под уникальные особенности той организации, куда приносят новую стратегию, не имеет смысла снимать копии с конкурентов, так как они находятся в процессе развития и их стратегия, сошедшая с этапа разработки на внедрение, начинает тут же изменяться и готовится к новой версии, в то время как кто-то пытается использовать устаревший вариант, не видя дальней перспективы - постоянно находясь в роли догоняющего и отстающего.

Конечно, изучать стратегии и бизнес-процессы нужно, чтобы пытаться найти суть, но строить необходимо собственную стратегию, опираясь, возможно, на общие принципы (которые на верхнем уровне, действительно, похожи), не более - искать собственную уникальность и учиться постоянно развиваться с момента запуска - думать на долгосрочную перспективу.

Размышляя,
Денисова Елена,