Надо понимать, что сама организация не может создавать знание. Его создают сотрудники, индивидуумы, являющиеся носителями знания. Если сотрудники покидают организацию, их знаниях остаются при них и, естественно, покидают компанию с ними.
Логично, чтобы сохранить знания, необходимо начать со сбора нужной информации для дальнейшего сохранения внутри организации. Но неформализованное знание не так то просто собрать и тем более сохранить. Этому есть несколько причин:
1. Не все готовы делиться своим уникальным и успешным опытом
2. Не так то просто передать или перенять опыт, т.к он часто сложно подается вербализации
"Таким образом, распространение неформализованного знания среди множества индивидуумов с различным образованием, опытом работы, взглядами, точками зрения и мотивациями превращается в самую важную фазу создания организационного знания" ( И.Нонака, Х. Такеучи. "Компания - создатель знания").
Чтобы процесс распространения опята был возможен, необходимо создать особую среду (культуру) взаимодоверия и взаимоуважения. Это возможно только тогда, когда все личные интересы индивидуумов учтены. Не бывает так, что если в организации провозгласили с такого-то дня "культуру взаимоуважения и доверия", и тут же все стали так жить - все уважают друг друга и все доверяют друг другу. Конечно, нужно начинать с "верхов". Каким образом? - личным примером. Но это отдельный вопрос формирования такой культуры, и он не решается за один раз. Это систематичный процесс, который необходимо каждый день, каждую минуту создавать и развивать. Вам покажется, что это невозможно? Нет, почему же? Просто нужно быть последовательным и терпеливым.
Если говорить о частном случае, то при "сборе опыта" необходим индивидуальный подход к каждому носителю знания.
Мое твердое убеждение, что чтобы человек готов был поделиться своими знаниями (просто рассказать, или даже показать, если это трудно описать словами), это должно быть интересно ему, и действительно нужно ему. Ищите мотивацию, уважайте его потребности, понимайте его и вы сможете узнать что-то большее, чем вы стремились узнать. В желании не только взять, но и дать, кроется секрет взаимоуважения и доверия - но только не по принципу "ты мне, я тебе", интерес должен быть искренним.
Данный процесс распространения неформализованного знания (из неформализованного в неформализованное) И.Нонака и Х. Такеучи назвали процессом социализации. И здесь также происходит трансформация знания из индивидуального в организационное. Если опыт можно передать, его можно осознать, понять, а значит, в дальнейшем формализовать и сохранить.
С уважением,
Денисова Елена.
Если у вас есть мысли по этому поводу, буду рада узнать их. Также буду благодарна вашим замечаниям. А что вы думаете по поводу передачи опыта в организации? На сколько трудоемок этот процесс?
@EDDenisova
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
Комментариев нет:
Отправить комментарий