воскресенье, 10 марта 2013 г.

Как распространить неформализованное знание в организации? Поговорим о передаче опыта.

Надо понимать, что сама организация не может создавать знание. Его создают сотрудники, индивидуумы, являющиеся носителями знания. Если сотрудники покидают организацию, их знаниях остаются при них и, естественно, покидают компанию с ними.

Логично, чтобы сохранить знания, необходимо начать со сбора нужной информации для дальнейшего сохранения внутри организации. Но неформализованное знание не так то просто собрать и тем более сохранить. Этому есть несколько причин:

1. Не все готовы делиться своим уникальным и успешным опытом
2. Не так то просто передать или перенять опыт, т.к он часто сложно подается вербализации

"Таким образом, распространение неформализованного знания среди множества индивидуумов с различным образованием, опытом работы, взглядами, точками зрения и мотивациями превращается в самую важную фазу создания организационного знания" ( И.Нонака, Х. Такеучи. "Компания - создатель знания").

Чтобы процесс распространения опята был возможен, необходимо создать особую среду (культуру) взаимодоверия и взаимоуважения. Это возможно только тогда, когда все личные интересы индивидуумов учтены. Не бывает так, что если в организации провозгласили с такого-то дня "культуру взаимоуважения и доверия", и тут же все стали так жить - все уважают друг друга и все доверяют друг другу. Конечно, нужно начинать с "верхов". Каким образом? - личным примером. Но это отдельный вопрос формирования такой культуры, и он не решается за один раз. Это систематичный процесс, который необходимо каждый день, каждую минуту создавать и развивать. Вам покажется, что это невозможно? Нет, почему же? Просто нужно быть последовательным и терпеливым.

Если говорить о частном случае, то при "сборе опыта" необходим индивидуальный подход к каждому носителю знания.

Мое твердое убеждение, что чтобы человек готов был поделиться своими знаниями (просто рассказать, или даже показать, если это трудно описать словами), это должно быть интересно ему, и действительно нужно ему. Ищите мотивацию, уважайте его потребности, понимайте его и вы сможете узнать что-то большее, чем вы стремились узнать. В желании не только взять, но и дать, кроется секрет взаимоуважения и доверия - но только не по принципу "ты мне, я тебе", интерес должен быть искренним.

Данный процесс распространения неформализованного знания (из неформализованного в неформализованное) И.Нонака и Х. Такеучи назвали процессом социализации. И здесь также происходит трансформация знания из индивидуального в организационное. Если опыт можно передать, его можно осознать, понять, а значит, в дальнейшем формализовать и сохранить.

С уважением,
Денисова Елена.

 Если у вас есть мысли по этому поводу, буду рада узнать их. Также буду благодарна вашим замечаниям. А что вы думаете по поводу передачи опыта в организации? На сколько трудоемок этот процесс?

@EDDenisova
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154