понедельник, 18 марта 2013 г.

Система дистанционного обучения - внутренний стартап?

Дочитала сегодня новую книгу "Бизнес с нуля" Эрика Риса, и вот какие мысли в связи с этим у меня появились.

Читая любую бизнес-литературу, я соотношу с реальной своей деятельностью. Многие догадки становятся аргументированными, а какие-то вещи я узнаю заново. Вот, например. Внедрение новой функции в организации для меня было чем-то вроде крещения огнем. Даже если тебя берут в команду ради данного направления, тем не менее руководство до конца не понимает, во что оно вкладывается, что приобретает и что в итоге хочет. Мне каждый раз приходилось "продавать" идею с нуля.

Оказывается, стартап, это не только новая организация! Стартап может быть внутренним! Разница только в том, что клиенты, не внешние, а внутренние (подразделения), а инвестиции не собственные или инвесторов, а руководства организации (ну, или акционеров той же организации). Автор рассказывал как сделать стартап (и внутренний и внешний) успешным, чтобы он был рабочим и в долгосрочной перспективе.

Одной из важных составляющих он указывает наличие механизма обратной связи - мол, чем раньше получаешь обратную связь, тем легче, быстрее и проще видоизменять продукт. И действительно, когда я внедряла систему дистанционного обучения, важно было с самого начала получить обратную связь. При этом не нужно было тратить много средств и бюджета (который всегда ограничен, особенно для стартапа, в который мало кто верит) - требовалось создать минимальный продукт, но который был реально решал задачи заказчика (в нашем случае обучение новых сотрудников - продавцов). Далее, используя механизмы обратной связи, продукт (электронные курсы и оболочка) совершенствуются.

Правда, какое-то время стартап находится на подъеме - объемы курсов большие, потребность высокая, качество тоже, всех вроде все устраивает. Но для развития самой системы дистанционного обучения этого мало. Требуется динамическое развитие или изменения. И вот здесь мы сталкиваемся с новым этапом - доказательства необходимости развития выстроенной системы. Эрик Рис называет эти этапы виражами (они требуются, когда система "застывает" и не растет, даже если с виду все хорошо, но для долгосрочных целей стартап должен расти).

В самостоятельных стартапах всё упирается в инвестиции, иногда организация не может себе позволить себе вираж. Но с другой стороны, ей придется их искать, иначе "смерть стартапу". Со внутренними стартапами ситуация, на мой взгляд, сложнее. Связано это с процессами и приоритетами организации, где разворачивается стартап. Другими словами, есть за что держаться, и вираж выполнить гораздо сложнее. Ведь всегда можно найти более высокий приоритет. Организация уже не настолько гибкая и готовая к изменениям. Именно поэтому инновации так сложно внедрять.

По моему опыту у каждой организации по внедрению инноваций свой потолок. Кому-то достаточно только названия -  у нас есть такая-то система, кому-то достаточно "коробки", кто-то останавливается на разработке курсов (при чем не высокого качества), а кто-то останавливается на развитии системы. Честно говоря, систему разработки курсов и их обновления мне практически удалось создать (прототип уже работает). А вот вопрос автоматизации HR-процессов повис в воздухе. Это и понятно. Слишком высокие риски и страх первопроходца. Очень надеюсь, что этот страх преодолеть можно.

Эрик Рис говорит, что не нужно бояться ошибок (также как и в Тойоте), нужно быстро на них реагировать, т.е. учиться в процессе внедрения. Если проект долго держать "на бумаге", описывать, рассчитывать, то в итоге, при этапе реализации может оказаться, что все давно устарело и не нужно вашим внутренним заказчикам, а время и ресурсы были потрачены впустую, а для обновления проекта уже их и нет. Это гораздо хуже, чем по чуть-чуть своевременно исправлять ошибки и тут же улучшать систему, основываясь на обратной связи пользователей.

Если раньше мне казалось, что лучший вариант автоматизации системы - это полностью прописанная система "на бумаге", а потом "чистовая" реализация. То теперь я очень сомневаюсь в разумности такого подхода.


С уважением,
Денисова Елена
@EDDenisova
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154