суббота, 11 июня 2016 г.

#МетодологияВнедрения Изменение культуры подобно вирусной технологии

Сегодняшний пост выбивается из уже имеющихся в моем блоге.

Я не занимаюсь вопросами корпоративной культуры специально, но обучение и развитие персонала не могут их не касаться - от нее зависит возможность обучения и развития.

Сегодня поделюсь некоторыми соображениями, наблюдениями и выводами.

Честно говоря, меня передергивает, когда говорят о "внедрении" или "разработке" корпоративной культуры. Корпоративная культура - это не что-то искусственное, внедренное "с завтрашнего дня", а некая среда обитания членов организации. То есть, она в любом случае есть - даже отсутствие культуры являет собой культуру бескультурья. Я весьма скептически отношусь к выделенной единице "Специалист по корпоративной культуре" - не верю я, что в одиночку можно не только внедрить, но и взять и заставить всех жить по другому, применять выбранные ценности и т.п. Это как, смотреть на стакан с ледяной водой и приказать ей стать кипятком. Все же, чтобы произошли изменения, нужны какие-то действия с самим содержимым - нужно, чтобы каждый был вовлечен в процесс изменений (хотя, может суть работы такого специалиста запустить сам процесс изменений?).

Но при этом, культуру поменять можно. Трудно. Хлопотно. Долго. Но можно.

Я не буду писать здесь о стратегии - этим как раз занимаются коллеги - специалисты. Только собственные наблюдения.

Мне кажется (может, я и не права), но оптимальный способ распространения корпоративной культуры вовсе не тимбилдингы и не корпоративные мероприятия, и не утверждение соответствующего регламента, а... наличие какого-нибудь крупного проекта, в котором бы были вовлечены максимальное количество сотрудников.

Как это работает?

По сути, чтобы изменилось окружение, нужно начать с себя. Банально, но тем не менее верно. Если сам вежлив, корректен и демонстрируешь необходимые ценности искренне, а не на показ, то и люди, взаимодействующие с тобой, тоже вовлекаются в общение. Далее это отношение распространяется на других людей, с кем твой коллега общается - происходит своего рода процесс диффузии. Чем больше частиц с нужным зарядом, тем быстрее происходит процесс "заражения" - как действует вирус, цепной реакцией.

Когда люди участвуют в большом проекте (не игре, не в выездном мероприятии и т.п. искусственном внедрении), который преследует конкретные цели и результаты, в которых искренне заинтересованы участники, то в процессе работы над ним выстраиваются нужные связи и правила взаимодействия. Чем больше охват, тем быстрее и лучше результат.

Безусловно, важен сам процесс проекта, чтобы не запустить что-нибудь обратное с негативным результатом.

Если же все верно выполнить и самим демонстрировать нужный пример общения и работы, то вовлеченные люди и после завершения проекта будут готовы и даже желать продолжать работать в том же режиме - здесь важно подхватить и поддерживать полученный эффект, не снижая эффективность к нулю.

С уважением,
Денисова Елена,