В последнее время на конференциях все чаще поднимают вопрос о взаимоотношениях в организациях подразделения очного обучения и подразделения электронного обучения. Все чаще звучат возгласы о противостоянии специалистов указанных сфер. Меня это удивляет. Работы всегда много и непонятно, что же делить, по крайней мере, в организации, где работаю я - каждый рад поделиться своим объемом задач со смежным подразделением.
Хотя, все же разногласия случаются - в области получения обратной связи от общих внутренних клиентов. Особенно, если обратная связь негативная - вопрос, на чьей стороне проблема.
На самом деле, вопрос недовольства в итоге оказывается не в работе самих подразделений, а в том, как используются инструменты обучения в целом. В организациях, где есть оба инструмента (очное и электронное ) по определению обучение смешанное. Принято считать, что связка двух типов обучения выглядит следующим образом - курс очного + курс дистанционного. При чем, дистанционное идет либо, как предтренинговое, или послетренинговое - в тесной связи. Вроде, все логично.
Но в этой связке скрывается тонкая, но серьезная проблема, а именно - четкое разделение функционала, а следовательно и сфер действия подразделений - есть четкая граница, когда действуют одни, и вступают другие. Получается, что мы в итоге имеем как-бы две изолированных системы, которые существуют абсолютно раздельно друг от друга.
В итоге эти подразделения действуют независимо друг от друга, принимают решения только в своих рамках, без учета общих целей (их кстати, даже и не пытаются выявить, сформулировать и формализовать). Есть четкое разделение ответственности, кто за что отвечает. В итоге, для наших клиентов, ответственных за общий результат обучения не найти.
Как показывает практика, обучение эффективно, только при тесном взаимодействии как очного, так и электронного обучения - при общей цели и общей ответственности за конечный результат.
Таким образом, нельзя просто определить раз и навсегда порядок следования типа обучения: сначала очное, потом электронное или наоборот. Связку между курсами определяют в зависимости от бизнес-задач, а если конкретней, от бизнес-процесса деятельности обучаемого.
Обучение как-бы накладывается калькой на выстроенный бизнес-процесс. При чем где-то целесообразней проводить очное, а где-то электронное, а где-то оба практически одновременно - в тесной связке. Оба вида обучения должны быть согласованы в зависимости от задач и ожидаемого результата.
Например, новых сотрудников желательно встретить очным обучением, тем самым познакомиться лично, замотивировать работать и учиться в конкретной организации, познакомить со структурой обучения и т.д. Здесь дать минимум знаний, которые критичны и необходимы уже для начала работы в компании, для скорейшей адаптации. Дальше, возможно либо постепенно вводить новые знания по средствам электронного обучения или дать "попробовать" в действии на практике полученные первичные навыки, а когда в процессе появятся вопросы, предоставить возможность воспользоваться базой знаний в электронном обучении в случае необходимости.
Я пришла к выводу, что нет универсальной формулы взаимодействия очного и дистанционного обучения. К этому вопросу необходимо подходить серьезно и с методической точки зрения. Возможно, я скажу банальность, но тем не менее, ориентироваться при построении системы взаимодействия типов обучения необходимо на общую цель и планируемый результат. В каждом конкретном случае - отдельно, и только в тесном взаимодействии, вырабатывая общее видение и принимая общее решение.
Только тогда оба инструмента сработают эффективно.
С уважением,
Денисова Елена
Комментариев нет:
Отправить комментарий