Раньше, когда я выбирала место работы, на входе всегда интересовалась - где по организационной структуре организации находится подразделение по обучению персонала. Связано это было с необходимостью определения наличия доступных коммуникаций для процесса обучения. Результативность системы обучения (да и системы управления знаниями тоже) зависит целиком от налаженных связей внутри организации и получения оперативной обратной связи.
Со временем гипотеза, позаимствованная у японской модели системы управления знаниями, подтвердилась и на практике - сначала при внедрении результатов работы моей диссертации в ЗАО "Европлан", а далее и при анализе других организаций. Любопытно, что зная организационную структуру предприятия, можно вполне предсказать тот или иной результат обучающего подразделения, а также его сложности и трудности.
Подумала, что описание этих двух типов моделей проектирования системы обучения в организации спустя более 5-ти лет будет кому-то интересно сейчас вместе с обоснованием. Смотрите ниже.
Единственное, что добавлю к нижеследующему (все же тогда это было научной гипотезой), что под прямыми и обратными связями сейчас понимается реакция обучающего центра на изменения в бизнес-процессах и производственных процессах. То есть, обучение должно проводится не по графику, спускаемому сверху в большинстве своем (исключение ежегодное гос. обучение по закону), а по оперативному запросу производства или бизнесу - изменилось что-то, тут же включился процесс обучения, благо инструментов обучения и развития сейчас предостаточно даже для "быстрого" реагирования.
Другими словами, обучение работает только тогда, когда оно встроено в процесс, гибко адаптируется, изменяется вместе с организацией и является непрерывным для всех уровней организации, являясь в свою очередь кроссфункциональным процессом организации.
Модели проектирования системы обучения в организации
Традиционная модель проектирования
системы обучения в организации
Традиционно, принято
проектировать системы обучения по принципу прямого директивного влияния и распространения: решение о необходимости обучения сотрудников организации
принимает руководство компании или центральный аппарат обучения, обучаются все по приказу и по строго установленному плану.
Инициатива передается от руководства
организации нижерасположенным структурным единицам. Стимулом обучения
служит директивы или приказы. Не редко используются административные методы
(например, уменьшение премии у сотрудника в случае нерадивого отношения к
указанному обучению).
Центр обучения в этом случае занимает отдельную структурную единицу, находящуюся в
непосредственном управлении руководства (Директора), обособленно от всей
организационной структуры, в некоторых случаях может являться отдельным дочерним предприятием, вынесенным за пределы основной организации. В этом случае, центр обучения либо выполняет строгие указания руководства без
возможности проявить инициативу и получить обратную связь в силу отсутствия
достаточных коммуникаций внутри организации, либо предлагает услуги обучения самостоятельно исходя из собственных предположений и видения без учета анализа деятельности обучаемой организации (чтобы быть в курсе, что требуется на местах, необходимы прямые и обратные связи коммуникаций с обучаемой организацией, которые практически невозможно наладить, если обучаемое подразделение или предприятие находится за контуром основного предприятия).
В этом случае результаты
обучения предсказуемы и весьма ощутимы.
Минусом подобной схемы
является отсутствие обратной связи. Как правило, сотрудники стараются сдать
контрольные задания и часто закрывают глаза на несоответствие или возможные
ошибки, содержащиеся в материалах курса. Руководство не получает обратного
отклика, кроме результатов успешного обучения и не может оценить реальную
актуальность обучения, на сколько оно результативно и востребовано.
Также обязательное
массовое обучение часто не учитывает разный уровень подготовки и личных знаний
сотрудников. В результате обучение может оказаться неэффективным в силу того,
что кому-то предлагаемые курсы покажутся слишком легкими и неинформативными, а
другим – слишком трудными и поэтому не усваиваемыми. Другими словами, минус
данной системы – отсутствие необходимой информации о потребности обучения
конкретных сотрудников организации.
Традиционная Модель проектирования системы обучения
Модель проектирования системы обучения «Из центра – Вверх - Вниз»
Данная
модель проектирования системы обучения оптимальна для применения
в крупных организациях. Система обучения в этом случае находится
не отдельно от структуры организации, а встроена в процесс: с одной стороны имеет
связь с руководством компании и подчиняется ему, а с другой – тесно
взаимосвязана со всеми подразделениями или отделами организации.
Инициатором обучения
является центр обучения. Здесь осуществляется оперативное выявление
потребности в обучении во всех «точках» организации и, в соответствии с
политикой компании выносится предложение руководству организации. Руководство
компании рассматривает варианты предложений и выносит решение, передавая
информацию нижним структурным единицам. Таким образом, осуществляется обмен
нужной информации между руководством и всеми подразделениями компании. В этом
случае работают механизмы прямой и обратной связи.
Центр обучения проводит коммуникационные связи внутри организации и соответственно
имеет обратные связи. Таким образом, в планировании обучения учитываются
потребности отдельной единицы Компании – будь то отдел, департамент или
сотрудник - прослеживается направленность на индивидуум.
В этом случае
используется как добровольное обучение (работают механизмы стимуляции
самообразования), так и обязательное, по решению руководства, но с учетом
потребности обучаемых (в результате выяснения потребности обучения и передачи
«идеи» руководству).
Модель проектирования
системы обучения «Из Центра-Вверх-Вниз»
В этом случае
используется как добровольное обучение (работают механизмы стимуляции
самообразования), так и обязательное, по решению руководства, но с учетом
потребности обучаемых (в результате выяснения потребности обучения и передачи
«идеи» руководству)
Буду рада обратной связи и вопросам для обсуждения
С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
Комментариев нет:
Отправить комментарий