Сейчас, когда у меня за плечами защита
диссертации, получение ученой степени к.т.н., вспоминаются слова
научного руководителя об утопичности моей идеи по созданию
автоматизированной системы управления знаниями.
Мол, это все
хорошо звучит, чтобы поток информации постоянно циркулировал в
организации, наподобие крови в организме человека, которая разносит
кислород и питательные вещества во все угол
ки
тела - всегда вовремя и в нужном количестве. Но это невозможно, по
крайней мере в России. И тем не менее, это возможно и даже не так
сложно, как кажется на самом деле. У меня получилось часть реализовать.
Главные условия построения грамотной системы создания организационного
знания, его накопления, обновления и управления знанием это:
1. Технологии
2. Открытые потоки информации ("из центра-вверх-вниз" по структуре организации)
3. Коммуникации
Как правило, основное (и чуть ли не единственное) внимание уделяется
именно технологиям и техническому аспекту - накоплению, хранению и
систематизации информации - всевозможные СУБД и поисковые системы.
Закупается, разрабатывается суперновое, супермощное ПО - для
оптимального пользования, конечно. К сожалению, при наличии только этого
условия СУБД быстро устаревает, становится неактуальной, а значит и не
нужной - информации много, но ею никто не пользуется - слишком много
времени уходит на поиск нужной и далеко не всегда актуальной информации,
не знаний - информация "цементируется" и редко обновляется, т.к. для
обновления нужно пройти множество согласований и одобрений, а на это ни у
кого как правило нет времени. У каждой организации, наверное, есть
такой пыльный чуланчик с макулатурой.
Что касается открытости
течения информации, то, в западных организациях так уж построена система
- всё идет сверху в директивном порядке - что решили наверху, то
распространили вниз. Директива всегда идет легко и быстро - это хорошо. А
вот как быстро поступает наверх обратная связь? отклик? если он вообще
доходит... И вообще, как часто специалистов среднего уровня спрашивают,
что нужно им для оптимизации и улучшения производительности?
Вот и добрались до третьего условия - коммуникации. Я тут несколько
месяцев назад задалась целью найти где-нибудь описание реализации всеми
известной системы управления коммуникациями - не то, что как стать
оратором или успешным переговорщиком, а именно "Системы" управления
коммуникациями в организации. Скажу честно, пришлось повозиться долго.
Все говорят, обсуждают, но в реальности мало кто представляет себе как
она может выглядеть и можно ли ее построить. Я таки нашла одну... в
"Культуре Тайота" - но опять же не в западных организациях. Почему то
человеческий фактор либо забывают, либо не берут в расчет (а как его
возьмешь, если он такой трудно управляемый?) или делают допущения, что с
этим фактором все хорошо...
Но тем не менее, добиться
удовлетворения всех трех условий возможно, если третье условие поставить
на первое место. Ведь, если налажены грамотные коммуникации, то и
информация будет свободно циркулировать внутри организации (и даже вне
ее), забирая знания в спираль организационного интеллектуального банка, а
технологии помогут оптимизировать данный процесс, благо информационные
технологии не стоят на месте.
С уважением,
Денисова Елена
twitter: EDDenisova
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
Комментариев нет:
Отправить комментарий