Я давно хочу начать описывать процесс разработки электронного курса с нуля, чтобы сохранить информацию и структурировать ее.
Я много читаю, размышляю, рефлексирую, пробую на практике, ошибаюсь, ищу способы решения ошибок, делаю выводы, снова читаю, общаюсь, делюсь опытом... и столько мыслей - целый рой мыслей. Мысли возникают постоянно, кружатся в вихре, перекрывая одну другую, потом отходя на второй план, уходя с переднего края... Хочется, как в книге про Гарри Поттера, вытянуть мысли из головы и разложить по бутылочкам, чтобы они стали осязаемыми.
Вот, и сейчас, вертятся две мысли - какую ухватить и формализовать, я до сих пор не решила!
Ну, вот, кажется, поймала!
Я думаю, что началом разработки электронного курса считают сформированный запрос и наличие материала. На моей практике и практике моей команды запрос не всегда оказывался далеко не всегда началом. Чаще запрос поступал, но в ходе его уточнения, задача часто снималась с рассмотрения. Не все проблемы можно решить электронным курсом, далеко не всю информацию требуется перевести в курс - чаще всего достаточно сделать либо оповещение через почту с грамотным текстом, или хорошую презентацию - это касается информативных сообщений, которые имеют кратковременную цель - точечную, на один раз. Но следуя принятому принципу, мы разбираемся с каждым запросом, и если видим, что электронный курс не целесообразен, то все равно стараемся предложить варианты решения запроса с помощью других инструментов - нельзя оставить внутреннего клиента в растерянности, без ответа простым отказом: "Это не к нам!".
Началом разработки мы считаем проведение установочной встречи с заказчиком и автором курса, где заказчик - тот, у кого есть видение, что его задачи можно решить с помощью электронного обучения, а автор - тот, кто предоставляет информацию. Информация может быть в любом виде - в формализованном и скрытом, при чем в личном опыте автора содержится большая часть информации. На встрече в первую очередь мы просим заказчика и автора ознакомить нас с их деятельностью, с сутью проблемы. С помощью инструментов визуализации делаем набросок, схему решения проблемы, определяем цель обучения, цель для заказчика.
Нам важно понимать, о каком процессе пойдет речь в период разработки курса, какую цель будем преследовать. Менеджеру по дистанционному обучению предстоит во всем этом разобраться, так, как будто это сотрудник, которого нужно научить выполнять этот процесс, при этом не просто повторяя механически действия, а анализируя ситуацию, принимая решения осознанно, думая.
Установочная встреча - это самое важное вначале пути. Когда уточняется запрос на разработку, выясняется цель обучения, формируется целевая аудитория, определяется учебная программа, которая может состоять из одного или нескольких курсов. На этой же встрече мы даем вводную информацию по дальнейшему взаимодействию при разработке, регламенту, включающего в себя способы связи, контроля, получения информации, подачи обратной связи и т.д. Основываясь на договоренностях установочной встречи, мы выстраиваем долгосрочные отношения так, чтобы потом придерживаться единой линии поведения во избежания возникновения недопонимания, и в следствие, получения конфликтных ситуаций.
Таким образом, перед тем, как перейти к непосредственному процессу разработки электронного курса и мотивации обучаемых, мы мотивируем на плодотворное сотрудничество авторов и заказчиков. Нам важно, чтобы этот опыт был первым, но не последним, чтобы к нам обратились снова и снова. Это один из принципов работы системы управления знаниями компании - интеллектуального банка.
Спасибо за внимание. Буду рада вашей обратной связи.
С уважением,
Денисова Елена
"Менеджеру по дистанционному обучению предстоит во всем этом разобраться, так, как будто это выполнять этот процесс…"
ОтветитьУдалитьКоварное иностранное слово МЕНЕДЖЕР! Его «переводят», кто как хочет. Это и продавец в «типа цивильном» магазине, и старший над кассирами в Макдоналдсе, и руководитель транснациональной корпорации.
У америкосов есть кино, где главного героя ставят на руководящую должность какой-то очень крупной и важной организации (забыл, как называется фильм). Первою половину фильма он демонстрирует полную некомпетентность сфере деятельности данной компании. При этом сотрудники за его спиной обсуждают его некомпетентность. А вторую половину фильма он демонстрирует ювелирную точность в определении целей и распределении задач в команде. Короче, хэппи энд!
В вашем случае МЕНЕДЖЕР:
- то ли «предстоит во всем этом разобраться» - эксперт;
- то ли «сотрудник, которого нужно научить» - работник (по КЗОТу).
В любом случае лишняя структурная единица. Эксперт в компании всегда найдется. Работников – тысячи.
«Я много читаю, размышляю, рефлексирую, пробую на практике, ошибаюсь, ошибаюсь , ошибаюсь, ошибаюсь …»
Главное, не останавливаться на достигнутом! ;)
С уважением, sw