воскресенье, 13 ноября 2016 г.

#УправлениеЗнаниями как обязательная часть любой производственной системы. Как сделать так, чтобы запущенный продукт или процесс не остановился после сдачи в эксплуатацию?

Несколько мыслей к размышлению и один рецепт.

В текущем году имела возможность принять участие в ведущих практических конференциях мира HR и образования. Тенденции, которые вырисовываются в последние 1,5-2 года, несомненно радуют:

- Сближение бизнеса и образования
- Объединение и сближение функций HR с обучением в единое целое
- Нацеленность на стратегию и результат
- HR-партнерство в разных ракурсах
- Интерес к аналитике и big data
- IT направленность

Появилось много интересных инструментов управления персоналом. Правда, многие из этих инструментов просто поменяли форму и имя, а некоторые и несколько раз изменились за последние цать лет... Разработано, доказано и представлено на рынок множество продуктов - "умные системы", "умные здания", "умные города" и "умные гаджеты".

Все это имеет место быть. Но все же...

Все же большая часть придуманных инноваций не работает. Почему?

Может, дело в том, что создаваемые инновации - объекты сами по себе, не встроенные в систему? Давайте разбираться. А после я попробую дать свой рецепт, как запустить "вечный двигатель".

Когда ставится задача о внедрении, то именно эта задача и решается - главное, запустить новый продукт, услугу, методику, инновацию: создается план, рассчитывается бюджет, определяются ресурсы и этапы внедрения до сдачи в эксплуатацию. По сути, на этапе сдачи в эксплуатацию и заканчивается (если до него дойдут) любой проект. Но много ли людей знает, что бывает после слов в конце сказки "и жили они долго и счастливо"?

Как правило, после того, как внедрили продукт или технологию и закрыли официально проект, выясняется, что поддерживать инфраструктуру некому, бюджет на эксплуатацию не заложен, как обновлять созданное не продумали и т.д. В итоге внедренное быстро сходит на нет, оставляя после себя у персонала осадок негатива какого-то обманутого ожидания чуда, которое долго вымучивалось и выбивалось согласно плану, но в итоге не состоявшееся.

По сути, большинство внедрений происходит дискретно или линейно - несколько этапов внедрения до завершения проекта. Чтобы инновация заработала, необходимо уже на входе продумывать цикл ее развития - что и как будет использоваться, как будут происходить изменения, как обновляться и т.д.

В каждую, создаваемую мною систему (не важно, электронное обучение это, банк знаний, система профессиональной оценки или что-то еще), я в числе прочих методик, необходимых под проект, закладываю цикл управления знаниями, так как любая HR система может работать только при наличии системы коммуникаций. Система же коммуникаций возможна только при постоянной циркуляции опыта, знаний, информации - по сути трансформации знаний и их движения по организации. 

Этот цикл трансформации и движения знаний обеспечивает вовлечение участников системы, что в свою очередь запускает и поддерживает непрерывный процесс самоактуализации и саморегуляции любой системы, где есть коммуникации.

Если мы говорим про обучение, то система будет работать только тогда, когда процесс обучения будет достигать не только обучающие цели, но и способствовать решению стратегических задач. А если сделать так, что заинтересованные лица в решении стратегических задач будут включены в процесс создания знаний и их трансформации в обучающие инструменты и процессы, то они же и будут главными двигателями обновления этих знаний: поменялись стратегические задачи - изменились требуемые знания - инициировались и выполнились изменения в обучающие программы, инструменты и процессы. Соответственно, цикл трансформации знаний в полном объеме от неформализованных и инновационных до формализованных и регламентируемых, до обучающих и снова неформализованных, полученных в виде отработанного опыта после процесса обучения. Движением же цикла является оперативное обновление знаний и информации, инициируемое заинтересованностью участников и заказчиков стратегических задач.

То же самое относится и к процессу построения и внедрения моделей профессиональных компетенций. То же самое вовлечение, та же самая заинтересованность, но с другими преимуществами и интересами, те же самые процессы коммуникаций и необходимость в оперативной актуализации. Основной момент. Сами заказчики являются двигателями данной системы, будучи заинтересованными лицами и постоянными источниками знаний.

Вывод: сделайте заказчика продукта, инновации не просто потребителем, но и главным участником процесса использования продукта или инновации, частью системы, и она будет работать, как вечный двигатель - ровно столько, пока заказчик заинтересован в работе созданного механизма.

С уважением,
Денисова Елена