Когда то, больше 10 лет назад, нам, студентам, говорили, что наша специальность - это основа будущей одной из самых востребованных профессий. Нам не верилось и казалось. что учат нас чему-то абстрактному и абсолютно непрактичному - уж лучше бы углубили курс программирования и сделали из нас хороших программистов (тем более спрос на программистов всегда высок), ну или строителей - всяко лучше класть материальные кирпичи, чем систематизировать непонятное нечто...
Кто же знал, что наши преподаватели (к сожалению, многие ушедшие из жизни в конце нашего обучения - А.А. Гусаков, Яковлев В.Ф.), будучи не только прекрасными теоретиками и отцами системотехники, но и практикующими профессионалами своего дела (в области строительства, безусловно) на столько ясно видели развитие не только науки, но и бизнеса в целом?
И вот, спустя годы, я хочу сказать спасибо (и пусть услышат нас небеса) за наше образование! Нас не учили конкретным инструментам, нас учили - мыслить. Фактически, даже не учили - воспитывали, вкладывали в нас свое мировоззрение и умение не использовать конкретный инструмент, а видеть вариации решения и искать необходимую информацию или же генерировать ее. Задачи же на старших курсах ставились примерно так: есть исходные данные, есть конечный результат. Требуется решить задачу и запрограммировать ее (автоматизировать) - язык программирования выбирался и изучался самостоятельно - покупались книги, самоучители, использовался "научный" метод "проб и ошибок" - никого не волновал способ решения, принимался лишь результат, и какая толика студенческой смекалки во всей работе, которую нужно было сдать точно в срок, тоже никого не волновало..
В итоге, навыки программирования остались на базовом уровне, но зато умение выстраивать алгоритмы используется мною повсеместно - и в методологии разработки электронных курсов, и в решении управленческих или стратегических задач.
Что же такое - системное мышление?
Не так давно побывала на семинаре, посещенном системному анализу. Эта тема сейчас является одной из популярных и чуть ли не основной в образовании современных "управленцев". Беда в том, что, как водится, популяризация технических наук (да и не только) ведется не столько к упрощению и персонализации, сколько к искажению и подмене понятий. В итоге, до людей доносится в лучшем случае измененная модель, в худшем - прямо противоположная, что отражается негативно на самой науке.
Например, почему-то предельно точная наука, основанная на таких методах анализа, как математическая статистика, теория систем, формальная логика, системотехника оказались в подаче материала тренером - субъективными! Мол, системный анализ остается в большей или меньшей мере субъективным инструментом решения управленческих задач! Надо понимать, что это в корне неверный и неграмотный вывод. В результате, обучаемые изначально получают ложное обучение, ведущее к неверной оценке самой методологии.
Определение системы - это взаимосвязь элементов, действие которых направлено на получение конкретного результата. Системы различают открытые и закрытые. Чтобы изучить систему необходимо исследовать:
- ее целостное состояние и внешнее окружение;
- ее составляющие элементы;
- ее взаимосвязи между элементами.
Как говорил Яковлев В.Ф. (мой замечательный преподаватель и научный деятель) - система может считаться исследованной только тогда, когда ее можно рассмотреть как снаружи во взаимодействии с окружающей средой, так и внутреннее строение и устройство. Для исследования применяются и индуктивные методы исследования, и дедуктивные. Не верно говорить, что системный анализ направлен только на понимание целостности системы.
Также методами системного анализа не являются отдельные инструменты (популярные в области принятия решения "мозговой штурм" или способы визуализации), которые являются частным случаем, но никак не отдельным методом исследования систем.
Печально, когда основа методологии системотехники и системного мышления сводится к отрывочным инструментам, а то и просто субъективным суждениям неопытных тренеров.
Действительно, системное мышление вышло на первый план и стало востребованным - в части не столько поиска линейного решения вопроса или задачи, а именно умения искать альтернативные способы решения и анализа оптимального варианта, умения выстраивать или создавать алгоритмы систем, или видеть аналогии и на основе полученного ранее опыта создавать новые системы или принимать решения, наиболее приемлемые в нужный момент. Конечно, что возможности системного анализа и системного мышления в целом базируется на непрерывном процессе самообразования и постоянного накопления опыта (поиск аналогий может быть осуществлен только при достаточной базе полученного опыта ранее).
Тогда становится ясным, что и наше образование будет абсурдным, если давать только линейные знания текущих продуктов (Программного обеспечения, например), так как по завершению обучения все полученные материалы и знания успеют устареть. Образование системотехника сводиться к одному навыку - мыслить системно, за что я и благодарна нашей родной кафедре САПР (системы автоматизированного проектирования).
С благодарностью,
Денисова Елена,
Комментариев нет:
Отправить комментарий