среда, 24 июня 2015 г.

Автоматизация: верхний уровень бизнес-процесса в схемах – основные принципы

Недавно мне нужно было лаконично и понятно объяснить основные принципы определения верхнего уровня бизнес-процесса под автоматизацию:
  • Что описывает верхний уровень?
  • Как определить верхний уровень процесса?
  • Из каких этапов, действий состоит верхний уровень?
  • Из какого количества этапов, действий состоит верхний уровень?
Четких инструкций не существует. И причина тому вовсе не слабая база исследований в этой области или новизна темы. Тема описания бизнес-процессов, структурирования деятельности организации и управления с точки зрения регламентации вовсе не нова – это целое направление бизнес-аналитики.

В своей деятельности по описанию бизнес-процессов для разработки процессных электронных курсов мы постоянно сталкиваемся с необходимостью структурирования и описания верхних уровней процессов наших заказчиков – руководителей функциональных подразделений: это результат наших установочных встреч. Но как формализовать наш принцип работы?
Почитав литературу по написанию бизнес-процессов (рекомендую книгу «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление» Владимира Репина, Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва 2013), сформулировала для себя три принципа определения верхнего уровня процесса:
  1. Зона автоматизации должна иметь четкие границы
  2. Описание верхнего уровня должно быть достаточным для понимания всего процесса в целом без детализации
  3. Процесс должен содержать четкую последовательность действий
Уровень бизнес-процесс организации достаточно условен: все зависит от угла зрения и уровня зрения, если так можно выразиться. Если рассматривать бизнес-процесс всей организации, основной процесс ценности, то верхней уровень функции умещается в один «квадратик» с названием самой функции, а операционный уровень, который бы раскрывал бы суть работы функции, оказался бы где-то на третьем-четвертом уровне детализации бизнес-процесса всей организации (а то и глубже). Если цель описания функционального бизнес-процесса под автоматизацию именно этой функции, то имеет смысл этот 3-4 (а то и глубже) уровень и считать верхнем уровнем бизнес-процесса функции. Тогда при выборе такого «верхнего уровня» стоит руководствоваться этими тремя принципами.
Всегда Ваша,
Денисова Елена,