Вот,
говорят, что
саморазвитие
– это самообучение,
обучение на
курсах, получение
высшего-второго- третьего
и т.д. образования,
посещение
форумов, конференций, поиск наставников…
И все в принципе
об одном –
брать-брать-брат ь!
И в
тоже время
звучат вопросы
«а как вы заставляете
экспертов
делиться опытом?
Что вы делаете,
чтобы люди
добровольно
расставались
со знаниями?».
Конечно, в обмене
знаниями важен
обоюдный процесс
коммуникаций
– один берет,
другой принимает.
Если где-то
связь западает,
обмена не произойдет.
Но это вопрос
вовсе не в людях,
а в выстроенных
коммуникациях
– «что-то не
так» не в экспертах,
а во взаимоотношениях
и коммуникациях!
Но я
хотела написать
не об этом! А о
том, что учиться
через «забор»
знаний, это
затрагивать
только один
и очень узкий
канал развития!
Если
использовать
метафору, то
развитие для
меня выглядит
следующим
образом:
Допустим,
есть задача
изучить и применить
один вид знаний
в виде нового
проекта.
Когда
ты что-то изучаешь
в самом начале,
воспринимая
на собственный
опыт, то получаешь
линейное понимание
шириной в одну
точку зрения.
Этот опыт ты
воспроизводишь
в первом внедрении.
Обычно,
находясь внутри
одной организации,
этот опыт остается
либо единичным
(проект внедрен
и запущен), либо
крутится по
накатанной
по уже отработанному
способу в рамках
одной функции.
Знаете, все вот
эти ограничения
– «я работаю
только с продавцами»,
«у нас специалисты
в области ИТ»
и т.д. Это линейный
опыт.
Когда
же полученный
опыт в одной
сфере ты перекладываешь
на другую сферу,
то есть меняешь
некоторые
входные данные
– либо сферу,
либо предмет
проекта, либо
целевую аудиторию,
то опыт начинает
приобретать…
нет, не объем
– плоскость!
Он становится
двумерным! Ты
начинаешь
понимать и
видеть аналогии
и взаимосвязи
– начинаешь
мыслить системно,
выходя за рамки
сложившейся
картинки, примеряешь
опыт уже не на
себя, а на другие
области. В конечном,
счете, схожестей
у автомобильного
бизнеса и
фарм.бизнеса
гораздо больше,
чем думал ранее.
Это плоский
опыт.
Это
опыт, который
берегут, стерегут,
тщательно
охраняя свою
уникальность.
Конечно! Не так
много у нас
профессионалов,
способных
видеть связи
и аналогии в
совершенно
разных отраслях!
А если их станет
много, то в чем
же будет уникальность
и ценность?
Нет, это табу!
Этот опыт все
еще про «брать-брать-бра ть»
- разница только
в том, что берем
отовсюду, наращивая
общий опыт,
расширяя горизонты,
захватывая
все большие
пространства
«знаний».
На
этой стадии
я сама находилась
довольно долго!
Но секрет
собственного
развития я
видела в собственной
способности
анализировать,
рефлексировать
и системно
видеть.
Но
оказывается,
что и это не
такой уж широкий
канал развития!
Он все еще замкнут
на призме опыта
одного человека
– меня!
Мы
знаем, что когда
кому-то что-то
объясняем, мы
вынуждены
как-то формализовывать
уже ставшим
неявным опыт,
чтобы нас поняли.
В этот момент
мы учимся. Помните
анекдот – «я
уже сам все
понял, пока в
пятый раз объяснял,
а они все еще
не разберутся!»
То
есть ты больше
получаешь,
когда не только
берешь опыт
с других и учишься
целенаправленно,
решая свои
задачи – пропускаешь
информацию
через призму
своего опыта.
Если
развивать эту
идею «делиться»
через объяснять
свой опыт, то
углубившись
в чужую специфику
и проблематику,
пытаешься
отойти от
собственного
трафарета и
наложить на
чужой, то в режиме
сотрудничества
возникает
совсем новое
знание!
Да,
это не твоя
сфера, да, это
не твоя проблема!
Но пока ты решаешь
эту головоломку,
ты неминуемо
черпаешь знания
с собственного
опыта, а значит
постоянно
сверяешь новые
знания со своим
опытом, находя
новые фишечки
и грани, которых
бы не заметил
один. И опыт,
наконец-то
приобретает
объем – многомерность!
Чем
больше ты поможешь
решить чью-то
проблему или
задачу, разберешь
чужую ситуацию,
тем больше ты
будешь разбираться
в тематике, тем
больше граней
приобретет
твой опыт и
знание.
Ракурсов
рассмотрения
ситуации и
решений бесконечное
число, а истинность
и качество
знания и опыта
зависит от
плотности или
количества
точек зрения
рассмотрения.
Следующий
этап развития,
когда знания
или опыты в
разных сферах,
отраслях, направлений
начинаются
соединяться
в комбинации
и образовывать
новый опыт и
знание. Таким
образом, оно
приобретает
глобальный
характер.
Получается,
что чем больше
ты помогаешь
другим, тем
больше и качественней
получаешь
знание, которое
в свою очередь
применяешь
для себя и своих
ситуаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий