понедельник, 2 января 2017 г.

#МетодологияВнедрения Технологии как знамя?

Самое сложное - начинать писать в блог после перерыва. Конечно, в последний раз это было в прошлом году!

О чем же начать? Что рассказать? Чему поучиться? Для меня мой блог, это не только возможность поделиться, но и способ самой в размышлениях о пройденном или наоборот только-только намечающемся учиться и учиться...

В 2016 году все больше занималась новыми внедрениями, и мне стало любопытно, имеет ли значение предмет внедрения для самой технологии или методологии ее запуска? Что я вижу чаще всего, когда наблюдаю за коллегами или слышу рассказы из других организаций, так то, что большинство внедряет не то, что реально нужно для компании, а то, что модно, то что в тренде. На конференциях в итоге ставят вопросы к любому тренду "Да" или "Нет" - "За" или "Против", выбирая диаметрально противоположные мнения.

Последняя тема для обсуждения в том году была Agile - быть или не быть. 

Такое впечатление, что в организациях мы внедряем технологии подобно знамени - возносим, несем высоко с гордо поднятой головой - вот, смотрите, что у нас есть! И при этом технология остается всего лишь громким лозунгом на полотнище, не более того, которое декларируют на всех углах, но не используется на практике.

По сути, многие технологии и методологии (если не все) - это хорошо забытый опыт, немного трансформированный, немного переиначенный, но тем не менее уже когда-то и кем-то используемый, а через какое-то время получивший новое звучное имя.. на знамя.

Я думаю, что выбирать для организации только крайние значения всего спектра использования технологии или методологии в корне не верно. Требуется на входе не выбирать саму технологию или методологию для внедрения, а определиться для начала с целями и возможностями самой организации. Именно в этом порядке - Стратегия - Процессы - Действия. А потом уже под эти процессы выбирать нужный инструментарий и в нужном соотношении и сочетании, строго под задачи. Утопичное мнение, что нужно именно использовать 100% одной методологии и только ее. В чистом виде ни одна методология не существует в организации. 

Все они эффективны в смешанном виде, так как сами организации (кроме очень маленьких) не являются однородными, представляя один единственный процесс, обеспечивающий ценность организации. Например, в любой продающей организации, где основной процесс продажа, также есть сопровождающие процессы, которые в корне отличны по принципам организации - бухгалтерский учет, юридическая поддержка, финансы и т.п., которые нельзя по одному принципу с продажами "строить". Для каждого процесса по сути требуется своя методология Если продажи можно строить по Ajile, то бухгалтерию или кадровый учет никак нельзя из-за ограничений закона или других принципов работы.

Прежде чем что-либо внедрять новое, нужно четко определиться с целесообразностью выбора, последствиями ее применения - что изменится и что это даст, задуматься не только о желаемых результатах, но и смоделировать само изменение - поменяются "цифры", а как это скажется на персонале, на клиентах, на качестве и т.д. Организация - это система, и любое изменение дает отдачу не только от тех, на кого направлено изменение, но и от других, связанных с ними функций и элементов - потянешь в одном месте, отразится в другом. Иногда последствия катастрофические и, как водится, абсолютно неожиданные.

Я не буду говорить про последовательность и систематичность применения нового подхода - либо мы изменяемся, либо только говорим об этом. Чаще всего просто говорим, но живем по старому.

Итак.

Сначала цели, потом последствия, потом алгоритм внедрения и... дальнейшего сопровождения, оценивания внедряемого и развития новой методологии. В противном случае, новшество так и останется словами на знамени.

Ваша,
Денисова Елена