Читаю сейчас Митио Каку "Будущее разума" об исследованиях человеческого мозга. Кроме прочего интересно узнать про возможности мозга в части формирования памяти. Любопытно, что воспоминания формируются и хранятся в разрозненном виде - вкусовые воспоминания в одной части мозга, звуки - в другом, визуальный ряд - в третьем... То есть, если вспоминать какой-нибудь фильм, то мы задействуем разные участки мозга. Вроде по отдельности все понятно - где и что хранится. А вот собрать воедино в одно воспоминание - сложно и пока недоступно. Ведь у разных людей "алгоритм" или система воспоминаний своя и уникальная - у дегустаторов, например, воспоминания "строятся" на вкусовых ощущениях, а у художников - на визуальном... Хотя, что себе представляет художник тоже неизвестно - может, шум дождя и запах озона? Проблема не в самих элементах воспоминания, а в их взаимосвязях.
По сути получается, что это тоже система - есть элементы и есть взаимосвязи. Только как они строятся, пока неизвестно и усложняется разнообразием и уникальным сочетанием у каждого человека.
Задумалась о сложности системного мышления. Что включается в это умение или навык, или особенность, компетенцию? Это умение выстраивать логические взаимосвязи, видеть системы, строить системы и предвидеть работу систем - то есть, как раз работать с элементами как по отдельности, так и во взаимосвязях - видеть эти взаимосвязи и работать с ними.
Почему же так сложно перенимать чужой опыт? По сути, воспоминание? Наверное, именно потому, что это разрозненные куски какой-то чужой системы, которые как-то надо связать со своей - организацией, задачей, проблемой и т.д. В своей то задаче сложно разобраться, а уж применить решение аналогичных задач, не понимая их аналогичности или взаимосвязанности практически невозможно.
Мало кто способен видеть сходство и настраивать новые взаимосвязи в решении задач - личностных, рабочих или управленческих. Например, я вижу аналогичные ситуации в жизни, привожу схожие элементы, но часто собеседники не понимают и приходится переходить на язык метафор и сравнения, и даже тогда, пока не переведешь разговор в плоскость собеседника, это остается непонятым.
Про системное мышление крайне сложно писать. Это также сложно для меня, как понять, как же формируется память человека - не по кусочкам, а целиком. Мне повезло, нас учили системно мыслить.
Но по сути, это скорее не направленное обучение было, а наше развитие через решение задач без конкретных алгоритмов - есть задача, есть инструменты - выбирай любой (в нашем случае языки программирования, математические модели, разные методологии - конструкторские подсистемы, управление проектами, подсистемы строительного производства и т.д.), а как ты будешь решать, на чем писать, главное, чтобы задача была решена.
Другой вопрос, что картину портил опыт предыдущих поколений студентов - высок соблазн просто воспользоваться чужим расчетом и чужим результатом, не задумываясь, как человек к этому пришел - под копирку. Спасало то, что часто встречались ошибки и "подгонки", которые всплывали и не давали верного ответа (сути "подгона" мы же тоже не понимали - вспоминаем про память, да?).
Я думаю, системному мышлению обучить нельзя, если говорить в привычных терминах обучения - можно только развивать, при условии, что тот, кто развивается осознанно отказывается от готовых решений, алгоритмов и шаблонов - он может использовать их, но только для создания новых решений на подобие пазла...
Возможно, сегодняшний пост несколько сложен для понимания. Но ведь и системное мышление - не простая тема.
А как думаете вы?
С уважением,
Денисова Елена
Комментариев нет:
Отправить комментарий