Мои любимые электронные курсы - это по софт скилам (или те курсы, которые мы делаем под очные тренинги). Это самые сложные с точки зрения методической подачи и продумывания мотивации. Сценарии для этих курсов я доверяю только опытным методологам в моей команде. Ну, и самой они больше всего нравятся, хотя по временным затратам - это самые долгие и напряженные курсы.
Радует, что в сообществе e-learning никого уже не удивляет необходимость установки целей обучения и продумывания измеримых результатов. Также радует, что почти всегда используется кейс или пример, часто сопровождаемый качественной прорисовкой персонажей и просто дизайна.
Но есть один нюанс, который рушит всю задумку, на мой взгляд.
С чего начинается такой курс?
Чаще всего это сразу кейс - ты, как слушатель, оказываешься наблюдателем какой-то сцены: кто-то что-то говорит/продает/делает/предлагает. И тебе тут же предлагают ответить на какие-то вопросы или что-то сделать/передвинуть/сказать/совместить..
Ощущение какое-то неоднозначное. Какое отношение данное действие имеет ко мне, как слушателю? Почему проблемы (а тут явно какие-то поблемы) Маши/Вани/Пети и т.д. должны меня волновать? и почему я должен что-то отвечать и делать? И вообще, что происходит? Зачем мне все ЭТО нужно делать и ЧТО я из этого вынесу?
В общем, вопросов масса. И вроде все красиво, и даже есть какой-то пример... Вот, только оторван он.. от МОЕЙ жизни.
Да, успех (не побоюсь этого слова) софтовых курсов в наличии хорошего, желательно сквозного, кейса. Однако, использовать кейс нужно тоже грамотно. К сожалению, большинство кейсов идут параллельно с основной линией курса. Что не так?
Основные методические ошибки, которые я встречала:
1. Нет вводного слова или "мостика" к кейсу в виде некоего приглашения к участию. Например, перед вами (тобой) ситуация такая-то, вам (тебе) предстоит сделать так и так...
2. Сам кейс никак не предполагает обратной связи к реальной жизни обучаемого. Да, от обучаемого постоянно требуется его мнение в виде ответов и действий, но эта обратная связь находится там же, внутри кейса. Обучаемый отвечая на вопросы находится внутри предлагаемой ситуации, рефлексии при этом не возникает, так как опять же нет "мостиков" к реальной практике обучаемого.
3. Кейс никак не связан с теоретическим блоком курса. Конечно, чаще всего. теория связана с кейсом, но опять же методических "мостиков" между теорией и кейсом нет. Это нужно додумывать самому обучаемому - вопрос, когда? если он, находясь внутри кейса, только и занят, что выполняет какие-то упражнения за какую-то воображаемую Машу и набирает очки? (вопрос риторический - зачем?).
4. Резюме такого курса опять же идет в отрыве между кейсом и реальной жизнью - вот здесь другой перекос, в резюме якобы обещают, что обучаемый теперь все сам может сделать в реальной жизни, но не понятно, как же пройденный этап обучения выполнить это обещание? То есть, вначале не было связки с реальной практикой, а в конце наоборот - с результатом кейса.
Таким образом, получается, что кейс идет сам по себе, теория сама по себе, реальная жизнь... ну, вы понимаете. Какой-то набор лего - "собери сам" или просто поиграй и собери хоть что-то, отличное от обещанного (как оно обычно и бывает на деле в игру лего).
Чтобы продумать детально сюжет со всеми "мостиками" нужен действительно хороший опыт методолога. Но результат этого стоит! Кстати, написание софтового курса очень схоже с хорошим школьным сочинением, где вам нужно и сюжет осветить, и мысли вплести, и в кратком изложении навести логические "мостики", чтобы мысль текла свободно и плавно...
С уважением,
Денисова Елена,
Комментариев нет:
Отправить комментарий