среда, 26 марта 2014 г.

Что общего в написании бизнес-процесса и разработке электронных курсов?

Где-то с неделю назад попросили написать статью. Статью либо про дистанционное обучение, либо про автоматизацию бизнес-процессов. Про автоматизацию предпочтительней, так как аудитории интересней эта тема. Мне же сложно выбрать - что интересней лично для меня. Все это время (эту неделю) думала об этом, когда была свободная минута или минуты во время прогулок. Но никак не получалось сесть за компьютер и оформить мысли в явный, напечатанный вид.


И вот, что я надумала. Можно описать само действо написания бизнес-процесса - откуда что берется, либо описать реализацию автоматизации уже написанного процесса - это, наверное тоже интересно: как организовать работу проектной группы... Но все же между беспорядочно мелькавшими мыслями о построении бизнес-процессов то и дело появлялись мысли и о процессе разработке электронных курсов: как не крути, но производство обучающих программ - тоже бизнес-процесс. Более того, функциональные курсы строятся на основе бизнес-процессов. Сейчас объясню.

Когда в курс вкладывается контент по выполнению той или иной задачи, фактически описывается какой-то алгоритм, порядок действий или процесс. Но как правильно составить контент? Поговорим сегодня об этом.


Я начну рассуждение с того момента, когда заказчик электронного курса приходит к нам, разработчикам. С чего мы начинаем? С запроса материалов и документации? Нет! Мы начинаем с просьбы рассказать вкратце, чем занимается заказчик и его люди, чтобы мы могли понять, что же хочет он в итоге получить, что хочет добиться с помощью обучения.

Совершенно ожидаемым оказывается, что приходя к нам, люди говорят об одной цели, но в результате первой установочной встречи, приходят к выводу, что цель "лежит" гораздо дальше и глубже первоначальной. Как так получается?

По сути, первая встреча очень похожа на коуч-сессию, где разработчики, пытаясь понять, специфику и процессы заказчика, задают уточняющие вопросы и внимательно слушают ответы. В процессе беседы "вопрос-ответ-снова вопрос.." сам заказчик лучше понимает то, что он хочет. Не правда ли парадокс? Вы скажите, как же так получается, что "сам не знаешь, что хочешь"? Но это нормально! Все высокопрофессиональные специалисты вовсе необязательно хорошие преподаватели и учителя! Многое кажется очевидным или незначительным, или понятным "даже младенцу" - зачем об этом говорить? Или когда люди не могут понять различия между "целью руководителя" и "целью подчиненного" в достижении единого результата, как например: "Цель капитана - привести корабль из пункта "А" в пункт "В", а цель матроса - выполнять поручения капитана, закрепляя или ослабляя паруса", и при всём общая цель - "достичь берега". Это как стоять по разные стороны от одного предмета - один дает предмет, другой его получает. Вроде воздействие с одним и тем же предметом, но воздействия то разные, а значит и цели -тоже разные.

Понимая эту разницу, можно и цель вывести дальше предметно-прикладной области, задавая вопрос "зачем это нужно?" до тех пор, пока не достанешь "дна" - истинной причины действия, истинной цели.

В чем сходство с выстраиванием процесса? В том, что решая задачу "в лоб", просто решая текущую задачу, вы оказывается в середине процесса, не видя начала и конца, или в лучшем случае, двигаясь от середины в конец, а вероятнее всего - вбок процесса. Напоминает блуждание в темноте из стороны в сторону, или топчась на месте.

Чтобы правильно выстроить бизнес-процесс нужно прежде всего определить точку отсчета - начало бизнес-процесса. Для этого и используем инструменты коучинга. В этом и есть сходство подготовки контента для электронных курсов - важно понять, с чего начать и как довести пользователя до выявленной и поставленной цели - чётко по шагам и действиям.

За многие годы работы в сфере e-learning и поиске методологии разработки электронных курсов, которые бы мотивировали на изменения в поведении, я выработала свою схему и этапность работы с заказчиками и контентом. Этой схеме я обучаю своих сотрудников. Об обучении и выдвигаемых требованиях к методологу электронного обучения я напишу позже.

Сегодня только об сходстве написания бизнес-процессов и составления контента для электронных курсов.

Итак, прежде чем выставить цели обучения, необходимо разобраться с текучим состоянием деятельности обучаемых. Дальше разобраться, что не так, что нужно изменить. И потом определить конечный результат, который нужно достичь. Но и это не окончание. Нужно установить, можно ли помочь с помощью обучения, или нужны другие решения. Только после этих действий формулируется окончательная цель электронного курса.

Не знаю, тянут ли эти размышления на статью, но если моя идея вам понравилась, буду рада.

Всегда Ваша Денисова Елена.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154