пятница, 7 марта 2014 г.

Геймификация в e-learning и принципы ONline игр.

О гймификации всерьез я начала размышлять после того, как стала встречать чуть ли не обязательным требованием у коллег о ее использовании в разработке электронных курсов. О целесообразности использовать данный метод, "очертя голову" и "бросившись в омут с головой" я уже говорила, чем вызвала шквал если не возмущения, то протеста.
Протесты у меня всегда вызывали не страх, но любопытство и желание еще глубже закопаться и докопаться до истины - и неважно, что будет результатом - "против" меня или "за": в любом случае я обогащусь знаниями.
Так вот, "игры, в которые играют люди" (уж не помню, кто написал эту строку песни), действительно, завлекают нас, вторгаются в нашу жизнь - да и вообще, если признаться себе, то с рождения формируют нас - каждый играет свою роль плохо или хорошо. Так что же лучше нас научит, если не игра?
Да, все верно - с этим не поспоришь. Все вроде бы очевидно и просто. Но я вижу подвох - в выборе игрового подхода! Как подобрать "каждому по способностям" на любой вкус? Вкусы и склонности у всех разные... Подвести систему под всех мне представляется невозможным - это уже сфера психологии, где как известно Юнг Карл Густав уже пробовал категорировать всех людей на группы по общим психологическим признакам, по следам которого созданы чуть ли не все психологические "штампы" различных методик описания психо-типов (MBTI, Адизис И. и пр.). Тем не менее, чистых психо-типов встретить невозможно, да и описать индивидуальности каждого практически невозможно. А предпочтения по игровым типам мне кажется разложить еще сложнее.
Тем не менее бум геймификации на лицо и только ленивый (или скептик как я) не ринулся в эту реку. Почему я с осторожностью использую в своей практике данный подход (и рекомендую использовать в работе моего отдела), почему аккуратно "пробую дно"? Потому, что я не уверена, что верно выберу тот или иной инструмент, не наврежу ли я? Ведь игры - это тонкий инструмент и можно получить совсем уж неожиданный результат, что может оказаться гораздо хуже обычного безразличия.
Я долго не писала в блог в силу домашних трудностей, но и в отсутствия достаточного материала для рассуждений, хотя мысли постоянно были. И как водится, если что-то очень интересует, то рано или поздно наткнешься на ответ.
Сегодня "бороздя просторы" интернета я чисто случайно наткнулась на ссылку подходящей статьи, посвященной играм: http://paperpaper.ru/computergames/ Вот фраза из статьи, которая меня прежде всего интересовала: "...компьютерная игра — это прежде всего форма вовлечения, увлечения, она хочет одного — вторгнуться во все сферы нашей жизни, в наши мысли. Собственно, этот феномен известен как геймификация."
Кстати, также встречая термин геймификации в e-learning  повсеместно и почти от каждого специалиста, мне стало интересно, а сколько людей в нашем сообществе всерьез играло в игры? а в онлайн игры?
Я играла в две весьма популярные онлайн игры (сначала в одну, потом в другую следом) на протяжении почти 5 лет. И знаете, что же прежде всего завлекает в игру? Всех по разному.
Кого-то, действительно, соревновательность и желание быть первым, но таких меньшинство. Про них хорошо сказал Сет Годин как о "ранних последователях", кто любит первым получить продукт, пускай "сырой" и дорогой, но пока уникальный, чтобы потом отказаться в пользу большинства и броситься за новой новинкой. Остальным же игрокам быстро наскучивает получать бонусы и очки, называя данный процесс (прошу прощения за слэнг) "тупокач".
Так что же тогда привлекает? - общение и коммуникации, настоящие страсти, дружба, любовь и предательство в пространстве где стерты границы времени, расстояний, возраста и рода занятий, где доктора наук и успешные предприниматели играют и общаются на "ты" со школьниками и студентами, где "старики" сидят не на лавочках, а чувствуют себя молодыми и нужными в общении без границ.. В конечном итоге, онлайн игра похожа на реальность, игра без людей неинтересна и непривлекательна (или гораздо менее привлекательна). Игра с компьютером (набор очков или бонусов, побитие рекордов своих и чужих) быстро надоедает, так как нет обычной болтовни по чату или скайпу с "живыми" людьми, порой совсем не относящейся к сюжету игры...
Разработчики онлайн игр бьются за рейтинги и подогревание интереса игроков, не зная уже, что придумать, так как бонусы, очки и красивая графика (и даже квесты) надоедают и перестают интересоать игроков - они уходят либо в реальность, либо в другую игру, но уже не по одиночке, а целыми сообществами - в погоне за новыми впечатлениями.
Возвращаясь к теме геймификации в e-learning, хочется узнать, на сколько глубоко специалисты знают технологии компьютерных игр, на сколько готовы столкнуться с теми проблемами, с которыми уже давно сталкиваются провайдеры онлайн игр? И как сделать геймификацию "живой" в курсе? Как привнести реальность в курс, если понимать под курсом замкнутое пространство, ограниченное слайдами и кадрами?
С уважением,
Денисова Елена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий