воскресенье, 2 апреля 2017 г.

#МетодологияВнедрения #АвтоматизацияБизнесПроцессов От частного к общему, а там разберемся? О целях, процессах, автоматизации..

Когда в организации встает вопрос об автоматизации, довольно часто сталкиваюсь со следующим мнением руководства: "давайте автоматизируем кусочек, именно тот, что сейчас критичен, а там посмотрим... Главное сейчас заткнуть эту дыру! Остальное потом решим - будем решать проблему от частного к общему!". А потом, когда "система" вовсе не система, а гидра с девятью отдельно живущими головами, где каждая из них отдельный рабочий процесс бизнеса - тронешь, все развалится! Или нет, еще интересней! когда один бизнес-процесс расколот на кусочки, дублируется и пересекается, местами где-то накладывается и все это в паутине множества "временных автоматизированных систем", где любой "отросток" тронь и все развалится! Да, еще проблемы со скоростью работы всей этой мешанины, которую тоже толком не ускоришь именно из-за лабиринта настроенных систем и инфраструктур...

В одной известной компании несколько лет тамошние программисты качали головой и рассеянно говорили или бурчали владельцам бизнеса: "да-да, нам надо выпустить версию 2.0, параллельно с тем, что есть... Когда? ну, когда ресурсы (программисты) будут свободные и, конечно, когда мы разберемся вот с этой горячей проблемой вот на этом участке с этим куском процесса, а то там продажники с нас не слезают..." 

Ну, вы понимаете, что качают головой они до сих пор?  Это примерно так делает муж, когда жена его в очередной раз просит разобраться на захламленном балконе, где не дай Бог что взять, и все рухнет... В бизнесе все сложнее - это дорого, муторно, долго, риски в потерях информации... да, и еще раз дорого!

Прежде чем, начинать тот или иной "процесс" автоматизировать неплохо бы разобраться с самим процессом. А для этого стоит определиться с целью и стратегией организации. Да, это может показаться долгим процессом - бежать и тушить пожары то нужно уже сейчас, - но если посмотреть чуть дальше - лет так на пять, окажется, что лучше потратить две недели на структуру процесса сейчас, чем через пять лет делать тоже самое, но уже с имеющимся "живым и кривым организмом" организации.

Вот так, от автоматизации мы вернулись на этап целеполагания перед началом разработки самих бизнес-процессов...

Перед любым внедрением - будь это бизнес-процесс, или процесс обучения, необходимо:
1. Разобраться с целью обучения или процесса - конечным результатом, к которому мы должны как-то прийти.
2. Понять и разработать способы достижения данного результата (результатов)
3. Описать их в виде процессов
4. Расписать роли и ответственных за каждый подпроцесс..

И только после этого приниматься за автоматизацию!

В противном случае (чаще всего так и бывает) - придется выявлять и описывать корневой (кроссфункциональный) процесс, и потом принимать решение, как быть...

Почему же способ от частного к общему не работает? 

Наверное, потому, что в этом способе должно быть главное - понимание этого "общего" - хотя бы в виде очертания. Это общее может измениться по достижению (ну, там разные условия, обстоятельства, изменения на рынке), но изменившись, должно и дать сигнал к изменению всей системы достижения этой цели...

Приведу еще один пример. Детский.


Моя дочка любит конструктор типа "лего". Ей подарили один набор из деталек без конкретной схемы - просто набор с фигурками и картинку с примерами - что можно построить. Из предложенного набора удалось сделать минимальную конструкцию - вертолет. Но дочке хотелось пароход или Домик с балконом, а деталек не хватало, даже если разобрать вертолет. 

Дочка выпросила купить еще один набор. Купили. Пакет огромный! Деталей много!!! Счастью не было предела. Ровно до тех пор, пока не оказалось, что хоть их и много, но нет именно тех, которые нужны для парохода или домика!

То есть, сначала цели построить что-либо у нас не было, поэтому и набор конструктора не имел значения - сам процесс был целью - собирать ради собирать. Во второй раз набор купили тоже без цели. И только на третий раз искали те детали, которые нам были нужны для достижения цели! 

Вот, только беда в том, что пароход то в итоге был собран, а вот куда девать лишние детали?! 

И в бизнесе, и в обучении, по-моему точно такой же вопрос встает рано или поздно - куда девать "лишние" процессы? которые как назло попадают под ноги, и на которые ой как больно наступать!

Всегда Ваша,
Денисова Елена