воскресенье, 2 октября 2016 г.

e-learning технологии:о стандартах взаимодействия в команде разработчиков и не только

Со стандартами мы встречаемся постоянно в своей жизни. В большинстве случаев стандарты создаются, складируются и практически не читаются и не используются.

В организациях со стандартами знакомят новых сотрудников в первые дни - якобы ввести в курс дела, на самом деле - занять их, пока не готово рабочее место (шучу, конечно).

Но неужели все так печально и стандарты так плохо работают? Может, дело в том, что сами стандарты должна создаваться под цели и решение конкретной задачи? 

Сегодня расскажу только один кейс из сферы разработки дистанционных курсов, где разработка внутреннего стандарта оказалась жизненно необходимой.

Итак. Стандарты нужны не только для фиксации параметров качества (это тоже важно), но и для установления правил коммуникаций внутри рабочей группы. Стандарт закрепляет некий механизм взаимодействия, а также установленный "язык взаимодействия", вплоть до понимания терминологии внутри рабочей группы.

В e-learning - это яркий пример в работе группе разработчиков электронных курсов, где есть разделение труда. Если есть один продукт и несколько участников, кто должен взаимодействовать со всеми ради достижения единого результата, такой стандарт взаимодействия крайне необходим. В моем примере - этот стандарт - Сценарий курса, где методолог снимает потребность, информацию с эксперта (экспертов), собирает и формирует учебный материал, а затем пишет техническое задание для верстальщика в виде Сценария курса.

Конечно, один пишет, второй - реализует, третий (автор) читает на экране и сверяет, а четвертый, по следам предыдущих участников, со временем актуализирует уже разработанный курс. Как этим людям понимать друг друга? Чтобы методолог, описывая происходящее на экране, получал то, что предполагал, в итоге от верстальщика? Чтобы верстальщик по 100 раз не переделывал, пытаясь понять методолога, который в 100-ый раз в раздражении кидает, что этот верстальщик не так понял и сделал совсем не то; чтобы в итоге заказчик был доволен, а тот, кому придется заниматься поддержкой курса и его обновлением, не пришлось каждый раз тратить время и работать стенографисткой и перелистывать курс лично, делая комментарии и записи на бумаге от руки, фактически переделывая курс заново?

В этом случае и помогает грамотная разработка одного единственного стандарта, который бы четко прописал роли каждого, язык, на котором пишется сценарий со всеми условными обозначениями и инструкциями - что под чем подразумевается, что стало бы строгим шаблоном коммуникаций: методолог по строгим правилам описывает сценарий, а верстальщик - его реализует. Далее этот сценарий обновляется вместе с курсом - в курсе вносятся изменения, они же вносятся и в сценарий - поэтому, проверяющему достаточно просмотреть сам сценарий на нескольких листах ворд, чтобы понять о чем же курс - это же удобно и автору-эксперту при проверке контента.

Когда нет сценария и правил взаимодействия на каждое мнение есть множество реакций и интерпретаций, а значит и поводов поспорить и поконфликтовать, когда же линия одна - то и договариваться намного проще. При чем в этом случае, совсем не важно, где находятся участники процесса - в одной комнате, или в разных часовых поясах - все трое в разных. 

Конечно, сама стандарт должен не "спускаться сверху", а изначально разрабатываться в фокус-группе основных участников - в нашем случае методологов и верстальщиков, где обсуждались сами спорные моменты, удобства и недопонимание, чтобы в итоге правила работы устроили всех. И то, что Стандарт - это совместная разработка - снимает возможность саботировать данный инструмент, все же думали, все же принимали решение и решали, что будут работать именно так...

PS Разработка таких стандартов касается не только сферы дистанционного обучения, но всех, кто работает командно

С уважением,
Денисова Елена,