суббота, 5 декабря 2015 г.

Личностный рост: Я - неправильный руководитель! или о том, как нарушить все правила и выиграть!

На руководящей должности я уже больше 3-х лет (в принципе, не так уж и много), и периодически я оглядываюсь и занимаюсь самоанализом, а все ли я правильно делаю. Ниже просто размышления на тему. Мне нравится мой стиль руководства и меняться я не хочу! :)

Конечно, я сверяюсь с целями и установками. Я понимаю, что в настоящий момент нахожусь в согласии с самой собой (и это радует).

Но если посмотреть на классическую модель руководителя, навыки которого состоят из 4-х составляющих (планирование, организация, контроль и мотивация), то, наверное, я далеко не лучший руководитель.

Во-первых, чуть ли не первое, что я услышала, это примерно следующие слова: "Ты теперь сидишь не на одной ветке со своими бывшими коллегами. Ты теперь их руководитель, и поведение у тебя должно быть соответствующее". Это означало, что нужно было забыть о совместных обедах, разговорах по душам и вообще по-меньше проводить время с подчиненными вне работы. 

Также это означало, что я теперь должна была не только обеспечивать результат, но и обеспечивать контроль процесса (т.е. стоять за спиной, следить за временем обеда, временем "ковыряния в носу", позе сотрудника во время работы и прочие радости).

В общем, эти два изменения и правила я с успехом провалила, или скажем, махнула на них рукой. Для по прежнему важен результат, а как его достигнут сотрудники - это не так важно, главное, чтобы закон не нарушали и не использовали неэтичные методы. И как человек сидит перед компьютером (хоть даже лежа на кресле, опираясь подбородком на клавиатуру) меня абсолютно не волнует до тех, пор пока это не мешает процессу в целом. Более того, на такой тотальный контроль у меня нет времени: не зря же люди придумали радио-няню, чтобы освободить себе время от тотального контроля младенца в первые месяцы его жизни, а тут контролировать взрослых людей, расходуя рабочее время.

Я по-прежнему поддерживаю дружеские отношения и предпочитаю работать с подчиненными на равных. Я стараюсь выбирать коллег в команду так, чтобы в чем-то они меня превосходили, но при этом были командными игроками (звезды здесь и одиночки не к чему). По сути, "ветка то одна".  Поэтому в нашей команде партнерские отношения. Единственное, что я сохраняю от руководящей позиции - это право ставить последнюю точку в решении, хотя мнение команды всегда важно. При выборе нового члена команды всегда учитывается мнение самой команды - ведь нам работать вместе!

Что касается поручений и выполнения задач - я никогда не выделяю свой статус - мне нетрудно выполнить "роль секретаря", если я вижу, что коллеги заняты более важным делом, а у меня как раз появилась свободная минута. В конце концов основную работу (практическую) выполняют они, а моя роль - обеспечить оптимальную среду для их продуктивности. Здесь я тоже неправильный руководитель! Я могу и послужить своим коллегам, и совсем этого не стыжусь. При чем, на таких почти семейных отношениях, каждый член команды может помочь и мне, например, налив чаю, когда я веду вебинар, и после болезни пересохло горло. Никого это не коробит, ведь и руководитель может также помочь.

Я вообще не понимаю такого требования, что сближаться со своими сотрудниками нельзя - они, мол, должны чувствовать, кто в доме хозяин. Я уверена, что результат получается выше, если люди работают на основе доверия и поддержки, а не страха перед "погонами".

Моя позиция в отношении моей команды - это ни создание идеальных условий в купе со скрытием плохих новостей, ни принцип "разделяй и властвуй". Я всегда стараюсь держать их в курсе происходящего внутри и в окружении отдела или организации. Если же требуется провести беседу по требованию руководства, например, по вопросам дисциплины, то сначала сама разбираюсь, а потом принимаю решение в какой форме донести информацию. Для меня важен моральный климат в коллективе, а не только расположение руководства свыше.. Иногда приходится и отстаивать интересы команды перед руководством.

Я не могу назвать себя трудоголиком. И всегда поддерживаю легкую обстановку внутри отдела - мы можем отвлечься и несколько минут болтать о чем-то отвлеченном, но важном для самих людей, а потом снова вернуться в работу. При чем, если надо, любой задержится или придет раньше. Взгляд на дисциплину у меня опять же "неверный". Иногда чувствуешь странное опустошение или апатию (обычно, после завершения трудных проектов, переговоров или участия в конференциях), тогда просто садишься в кресле и не глядя щелкаешь страницы Интернета, кажется, даже не видя их... Я позволяю людям также отвлекаться от основной работы. 

Однажды, летом, в очень хорошую погоду кто-то из моей команды спросил и хитро улыбнулся: "Лена, а можно мы сейчас уйдем с работы? такая хорошая погода!" Я ответила: "Да, без проблем! Только сдайте работу в срок!" Все рассмеялись, и конечно, остались на месте. 

В отношении дисциплины у меня только один принцип - можешь отвлекаться и работать в своем темпе и удобным тебе способом, но работа должна быть выполнена и выполнена в срок!

В отношении подбора я, кажется, тоже не вписываюсь в общие рамки. Я не боюсь принимать сильных кандидатов, не боюсь, что они окажутся компетентней и сместят меня - это говорит только о том, что мне еще "учиться и учиться". Я ориентируюсь не столько на текущий опыт и наличие текущих знаний и навыков, сколько на личностные качества и наличие потенциала. Подбираю всегда под задачу, а не что-то схожее со мной. В итоге многие удивляются составу команды - "они у тебя все такие разные!" - и это здорово. Каждый раскрывается как цветок из бутона (кто-бы знал, что вырастит такое!) - я же только видела зачатки. Конечно, рискуешь каждый раз, зато как здорово, что когда вложения оправдывают себя. Это тоже не классический подход, я знаю.

В отношении доверия. Я придерживаюсь единого принципа - доверяю каждому, пока он не доказал обратное, даю шанс исправить ситуацию, и если человек не делает из нее выводов, прощаюсь и больше не возвращаюсь - вернуть мое доверие практически невозможно.

Работаю я только с теми, кто этого заслуживает. Никого не тяну и не подтягиваю. Если человек хочет развиваться и стремиться к этому - помогу и предоставлю все возможности, выделю личное время вне зависимости от своей загрузки. Если же нет - то тратить время на уговоры и "обучение" не буду, это дело самого человека.

Кстати, если сотруднику комфортно на достигнутой позиции и он не хочет развиваться, то я "буду на него молиться" - по нему у меня не болит голова в плане карьерного роста. Здесь я тоже неправильный руководитель - у меня нет задачи вырастить всех!

Ну, вот как-то так...

А как вы думаете?

С уважением,
Денисова Елена

Комментариев нет:

Отправить комментарий