Как часто мы сталкиваемся с проблемами коммуникаций и решением конфликтов личных интересов в проектной деятельности. К сожалению, человеческий фактор не просто отменить (да и нужно ли?).
Сегодняшняя статья посвящена данному вопросу: Как научиться лавировать сквозь айсберги и скалы чужих мыслей и устремлений, чтобы достичь результата намеченного общего проекта (в данной случае, автоматизации процесса)?
Итак, трудность звучит следующим образом: ""Хозяин процесса" советуется и просит совета у подразделений-клиентов - как строить процесс - клиентов много, которые имеют диаметральные точки зрения, непрофессиональные в силу не знания специфики обучения, так как работают в других сферах."
Когда проект начинался, казалось, что задуманное не реалистично: говорили, что больно уж стройная теория получается, гладкая, а как на самом деле? Я прекрасно понимала, что построить систему человеческих взаимоотношений очень сложно - человеческий фактор не исключишь. Тем не менее я взялась за этот проект.
Сначала просто попросили описать процесс обучения, так у меня хорошо развито логическое и системное мышление (спасибо высшему образованию и моей родной кафедре - САПР в Московском государственном строительном университете (бывший МИСИ им. Куйбышева).). Написать алгоритм? Легко! Нужно только знать, как. Об этом я рассказывала ранее - точка отсчета и причино-следственные события, вот и вся недолга, для специалиста системотехника, конечно. Тогда никто и не думал, что "нарисованные квадратики и ромбики" можно будет воплотить в жизнь... На этом этапе были другие проблемы (см. часть 1) - проблемы выудить нужную информацию у заказчика, и добиться нужной степени доверия у него же. Поэтому писался процесс относительно спокойно.
Это потом, когда проект ставился "на колеса", и становилось понятно, что он перспективный и уникальный (пока) в своём роде, а значит и интересный, людей, кто хотел бы внести свою лепту и мнение стало намного больше, гораздо больше. Только проблема была в том, что люди не обладали ни знаниями в тематике проекта, ни профессионализмом в области автоматизации, ни (что самое прискорбное) полным видением самой выстраиваемой системы, попросту говоря, системного мышления тоже не было. А были только амбиции за счет проекта подняться, прославиться, выслужиться, наконец.. Да еще бы так, чтобы исполнителя проекта (кто его начал и двигал изначально) по возможности вообще вытеснить и изгнать с проекта. А если не получится, то, на худой конец, подчинить своим требованиям. Помните про ту метафору, когда исполнителю ставят задачу нарисовать 7 синих линий, где 2 из них - красные, 3 - зеленых и 1 - прозрачная? Вот, примерно также. Скорее всего, в этой ситуации были и вы, и не раз.
Как же тогда быть?
Выход только один - авторитарная позиция руководителя проекта. Объясню, что это значит. Если проект ваш, вы знаете что и как делать, когда делать, в какие сроки, и т.п., то не позволяйте другим указывать, что и как вам делать в проекте (и не только вам, но и вашей проектной группе!).
Вы скажете, что это проще сказать, чем выполнить. Да, непросто, но вполне возможно. Для этого необходимо:
- Быть, действительно, высококвалифицированным специалистом в сфере автоматизации;
- Обладать заслуженным авторитетом в области автоматизации;
- Всегда грамотно, корректно и аргументированно отстаивать свою позицию;
- Заручиться поддержкой высшего руководства (опять же с помощью авторитета, заработанного на успешно завершенных проектах - для проектов автоматизации это обязательное условие, т.к. в автоматизацию вкладываются значительные финансовые расходы, а результат автоматизации всегда несет высокие риски.)
- Не поддаваться на провокации желающих "влезть" в проект, даже если это непосредственный руководитель (это, действительно, сложно, но у вас же есть поддержка вышестоящего руководителя вашего руководителя)
- Не пытаться быть для всех "хорошим" парнем;
- Но при этом, слушать все стороны, чтобы понимать настроения и потребности (А как же! тут политика коммуникаций довольно жесткая и требует неусыпного внимания); и последнее, но самое главное!
- НЕ ДОПУСКАТЬ ОШИБОК! - ни одной. Цена одной ошибки - потеря авторитета и, как следствие, контроля над проектом. Поэтому, еще раз повторюсь, вы должны быть высококвалифицированным специалистом.
Вы можете (и даже нужно) консультироваться с многими, но решение окончательное принимается руководителем проекта, ответственным за конечный результат автоматизации. И в этом заключается ключ к успеху.
Если вам это интересно, подписывайтесь, чтобы получать уведомления о продолжении.
Также буду благодарна вашей обратной связи и вопросам. Пишите и я отвечу!
To be continued...
Всегда ваша,
Денисова Елена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий