четверг, 25 апреля 2013 г.

Тише едешь - дальше будешь? Насколько важно задать темп обучения.

Одно из самых распространенных преимуществ дистанционного обучения называют "индивидуальные темпы обучения". Но это еще один миф, на мой взгляд.

Теоретически, это возможно, но фактически сроки обучения все-таки существуют (исключение составляет индивидуальное добровольное обучение с целью саморазвития, т.е. другими словами - самообучение), так как окончание срока - это еще и стимул. В любом учебном заведении или в корпоративном обучении обязательно есть контрольные вехи, когда обучаемого проверяют на результат. Это и понятно, если сроков нет, то и учиться можно вечно, постоянно откладывая на потом.

Но вот в чем, вопрос. Как правильно рассчитать максимальные сроки обучения?

Нужно учитывать несколько моментов:

1. Время реального обучения - физическое изучение материала (чтение, выполнение заданий, перелистывание слайдов или страниц).

2. Время на раздумье и рефлексию.

Кроме того, не стоит забывать, что человеческий мозг не в состоянии усваивать сразу несколько предметов изучения из разных областей, тем более самостоятельно, без преподавателя. Это физиологическая особенность мозга - память формируется только тогда, когда "выстраиваются связи" - нейронные клетки (если они отмирают, то и память "стирается"). Поэтому обучение должно проходить постепенно, небольшими порциями.

Известно, что люди учатся по разному, с разным темпом освоения - этому нельзя научить, к сожалению (или к счастью). Это по-моему является главным ограничением при формировании комплексных учебных программ. Ни в коем случае нельзя "впихивать" как можно информации в короткий промежуток времени, основываясь только на реальном времени изучения. Это приводит к тому, что обучаемый быстро перегружается и перестает воспринимать новую информацию. Хуже того, не успевает запомнить и осознать то, что уже изучил. Лучше сроки увеличить на месяц-два (а то и год), но не злоупотреблять темпами обучения. Тише едешь - дальше будешь.

Таким образом, на эффективность обучения (усвоения) играет роль не только качество учебных инструментов, но и качество применения их.

Возможно, моя мысль покажется абсурдной, но продолжая тему индивидуализации обучения (от принципа массового обучения), идеально, если темпы обучения устанавливаются с учетом выбранной целевой аудитории (например, кто работает в индустрии, динамично меняющейся, быстрее и изучают курсы, а людям более основательных профессий требуется больше времени для изучения каждой детали процесса, и соответственно нужно больше времени для выстраивания выводов и конечного результата обучения).

В идеале, в самом курсе должен заложен темп обучения. Но если это трудно выполнимо и затратно, то хотя бы период изучения курса нужно регулировать, оставляя время на рефлексию и обратную связь.

С уважением,
Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
@EDDenisova