воскресенье, 25 октября 2015 г.

e-Learning технологии: Анкетирование заказчиков - "ЗА" и "ПРОТИВ".

Когда разработка электронных курсов поставлена на поток, всегда хочется оптимизировать процесс с целью его ускорения. Если смотреть на цикл создания любого курса, то можно условно разделить на этапы работы с заказчиком/экспертом и самостоятельную работу.

За собственную деятельность нести ответственность "проще" - сроки зависят только от нас и здесь можно прогнозировать, рассчитывать и оптимизировать, четко представляя себе картину.

Но как упорядочить работу с заказчиком?

Самый простой вариант - всю ответственность за сбор информации перенести на него: "Дайте пакет материалов, а мы уж его обработаем, применим педдизайн и будет вам счастье!" или "Дайте тему, кого учить, и мы сами все найдем, соберем, обработаем, применим педдизайн и будет вам счастье!".

Если же заказчик не хочет ни самостоятельно собирать материал, ни доверяет компетенции "сборщика" разработчика, а ожидает все же взаимодействия, то лучшим вариантов окажется Анкета! Ответил на перечень вопросов и все стало понятным: и заказчику хорошо (все-то заполнить стандартный запрос) и разработчикам (понятно, что делать, и ответственность за ответы в анкете опять же на заказчике - что попросил, то и получил - какие обиды?). И главное - всем удобно! не надо тратить время на встречи, уточнения, совместную работу - время-деньги.

Это я, конечно, утрирую :).

Но, ведь анкета - дело хорошее, но скорее для начального этапа, для подготовки к установочной встречи с заказчиком. Качество анкетирования зависит от качества вопросов, из которых состоит анкета: не стоит забывать и про то, что вопросы при снятии потребности должны быть широкими, направленными на поиск проблемы и пути решения с помощью обучения (в процессе опроса заказчик, в идеальном результате, должен понять для себя - возможно ли решить его проблему с помощью электронного обучения и обучения, в частности, или нет). Вопрос не должны содержать в себе уже четко определенную структурную траекторию, так как она может уже на входе увести человека от решения его проблемы в сторону "сделать курс по алгоритму разработчика". Составить входную анкету не так просто, на мой взгляд, особенно если осознанно "выкидывать" заказчика из этапа обсуждения.

Меня часто новые наши заказчики просят дать шаблон или анкету, чтобы они подготовили ответы к нашей установочной встрече. На что я всегда отвечаю одинаково - не надо продумывать цели и задачи обучения заранее, мы можем уйти в сторону от решения ваших задач, а свернуть с этого пути будет крайне сложно. Давайте сначала вы расскажите о себе, о своем проекте, о своих трудностях и вместе подумаем о решении.

Сколько раз приходилось менять первичную цель на рабочую! И сколько раз приходилось включать аргументацию и выводить людей на другие грани мышления. Тогда зачем тратить время и силы на двойную работу? Тем более от своей "красивой мысли" так сложно отказываться!

На мой взгляд, первую установочную встречу - обязательно личную (пусть по скайпу или по телефону, необязательно глаза-в глаза) - отменять или заменять анкетой нельзя!

Анкета хороша и даже обязательна, когда с заказчиком/экспертом/автором работаешь давно и уже налажен процесс обновления или актуализации разработанных курсов, но там анкета уже опирается на опыт заказчика, да и вопросы там на проверку и вывод человека в плоскость необходимости вносить изменения. Здесь также важно продумать вопросы и их последовательность!

Что касается меня, как заказчика, то, конечно, есть соблазн ответить просто на вопросы запроса (один такой у меня уже есть в почте), чтобы по результату сделали то, что нужно мне))). Ах, если бы, ах если бы... все так было просто...

Ну, что ж... заполним, посмотрим?

Всегда Ваша,
Денисова Елена,