воскресенье, 24 июня 2018 г.

#команда Команда под задачу и достижение цели. На сколько важно Доверие?


В одной из своих прошлых компаний в период увлечений корпоративной культурой и вводом ценностей компании, решили в число прочих включить ценность Лояльность. 

Лояльность, в переводе с английского является доверие или, если быть точнее, абсолютное доверие, когда даже несмотря на огрехи, все равно веришь компании, ее команде.

Что означает доверие? Это не только предпочтение работать в этой компании, но и опираться на членов команды, в случае возникающих сложностей или проблем. А вот здесь и кроется загвоздка.

По хорошему, все мы знаем "На силу мил не будешь!" - нельзя незнакомым людям, или людям, которые прежде прохладно относились друг к другу или просто ровно, то есть "никак", взять и сказать: "С завтрашнего дня - мы команда! у нас есть такая то цель! нам ее нужно достичь! ваша лояльность с завтрашнего дня - 100% и больше!". Сказать то, конечно, можно, но вот будут ли люди доверять? как видимость, предпочтение (оставаться в этой компании), может и да, а как на самом деле? Это вопрос. 

Да, люди могут лестно отзываться о работе, замалчивать вопросы и недовольство, и даже абсолютно искренне помогать и стремиться достигать общей цели... каждый, как может.

Но есть и другая грань доверия и командности, не менее важная, а в критических случаях - ведущая роль.

Это критические ситуации, когда происходит сбой. Как люди в команде реагируют?

На кого они обопрутся в первую очередь и обопрутся ли? 

Представьте себя и свою текущую команду (не друзей). Если с вами приключится беда на работе, где результат будут спрашивать с вас! Что вы будете делать в первую очередь и во вторую? Напишите этот список - интересно, много ли людей из вашей компании туда попадут? В лучшем случае, ваше непосредственное окружение - ваш отдел и ваши подчиненные (если вы руководитель). Далеко не каждый сможет обратиться за помощью к своему руководителю - либо по причине страха наказания, порицания при всех, унижения и т.д., либо по причине того, что ему, мягко говоря не до вас - дел много, это ваши проблемы. Другими словами, как много людей, кому вы доверяете самое важное - вашу честь, вашу жизнь, ваши проблемы?

Помните, этот всем известный тренинг доверия, когда люди боятся падать, что их не поймают... Вот это как раз в жизни и есть самый большой показатель доверия. 

Просто так сказать "Завтра доверяем друг другу, так как сегодня мы стали командой!" и получить доверие в команде - невозможно. Доверие заслуживается, доказывается, нарабатывается на "подвешенные рефлексы на пальцы, в случае опасности" и не зависит от декларируемых ценностей никак. Померить наверное степень доверия можно, но заставить человека верить и в случае опасности полагаться на команду, которой на деле нет, невозможно - это рефлексы.

Я помню одну волейбольную команду в бытность своей спортивной жизни, когда посещала ДСЮШ по волейболу, на областных соревнованиях - девочки из Коломны. Одна из самых сильных команд. Это были не особо то высокие и выдающиеся девчонки, в красной форме Коломны. И в чем же была их сила? В том, что они всегда играли слажено - им не нужно было переговариваться и просить о помощи - если кто-то залипал или в чем-то тупил именно сегодня, то остальные (соседние "зоны") молча оттесняли и прикрывали и свою зону, и "слабую зону" - страховали. Им  не нужно было ждать призыва помощи или указания тренера, который видел всю команду со стороны целиком, они просто на столько доверяли друг другу, на столько чувствовали друг друга, что каждая могла положиться другую в любой момент и не терять секунды на раздумья, кому дать пас, или что кто-то бросится и подхватит неудачно принятый мяч. Кроме того, они всегда были очень дружные и распространяли свой позитивный заряд и на противника - всегда с улыбкой. 

Однажды, наши тренеры сделали эксперимент (по уровню подготовки и составу команд мы были примерно одинаковы) и отошли в сторону, предоставив самим разбираться и играть..
И моя команда проиграла. Проиграла в культуре. В доверии. Мы дрогнули и проиграли. Мы не на столько, как они доверяли друг другу и потом еще много друг другу высказывали претензии в раздевалке.

Сейчас я понимаю, что в случае критической ситуации "на рефлексах подвешено" не так уж много людей - партнеров. Не так много тех, кому я могу доверить пас в тот момент, когда тону - кто-то говорит о помощи, но пропадает с чатов, не реагирует на вопросы, кто-то в момент опасности разворачивается на 180 градусов, кто-то использует твою неудачу для показательного спектакля... может, это и не будет так - но имея преценденты, не веришь на подкорке и в случае опасности, блокируешь всякую попытку воззвать за помощью...

Что же делать?

Как всегда, обращаться к самому себе - делать все, чтобы тебе доверяли, чтобы к тебе обращались - выполнять обещания, соблюдать договоренности, помогать когда просят и, что еще важнее, когда не просят, когда видишь, что другой тонет (знаете, что настоящие тонущие никогда не кричат? энергии нет и возможности открыть рот и крикнуть, они уже под водой) - кинуться на помощь, прощать...

Ну, и рисковать, давать шанс другим, пусть и не в критический момент - регулярно разбирать ошибки вместе - не критиковать, не позорить ни в коем случае, а вместе решать, как быть дальше, как исправить ситуацию - каждого выслушивать, каждому давать шанс показать себя с лучшей стороны, даже если ошибся. 

И через пуд соли, съеденной вместе, через множество критических ситуаций, "на рефлексы подвесится" твоя команда, которая слаженная и лояльная - монолитная. 

Команда не строится по щелчку, по решению в один момент, по приказанию и увещеванию, показательным поркам. Команда - это люди, которые не только готовы идти вместе, но и готовы доверять друг другу в случае опасности или даже поражения:
"Ну, что ж! Жизнь мы не потеряли - и то хорошо! мы вместе. А теперь давайте думать, как исправлять ситуацию!" 

С пожеланиями удачи и..
верой 

Денисова Елена