Когда я меня спрашивают, где я работаю и чем занимаюсь, я отвечаю, что работаю в сфере дистанционного обучения. Чаще всего за этим следует вопрос: "А чему учите?".
Реже, но, к сожалению, бывает и другой вопрос-утверждение, когда взаимодействуешь с представителем "очного" обучения, который о e-learning (я так подозреваю, иначе какое тут оправдание) знает "понаслышке": "А вам какое дело до того, как выглядят учебные материалы? Вы же не методист! Ваше дело разместить курс!" Или вот другая интерпретация коллеги (услышала буквально на днях) - "У вас методистов нет! Ваше дело то, собственно, набрать номер телефона, обеспечить связь на вебинаре.. и все!".
Честно скажу, в первом случае (если время позволяет), то отвечаю уже заготовленной "мини-лекцией вводного курса в e-learning" - обычно, это "прокатывает" на тусовке с бокалом чего-нибудь, или в ожидании чего-то с кем-то...
А вот второй вопрос часто вызывает спазм воздуха и жаркую волну гнева. По, правда, вопрошающий этого не видит. Что ж возьмешь с невежды? Ответить грубостью, что "Ваше то дело еще того проще - вышел на публику, поболтал и ушел"? Нет, конечно, если переходишь на грубость, то становишься на одну планку с ним. Просто улыбаюсь, и говорю, что на этот счет у меня другое мнение.
Так вот, когда ты гуляешь на улице часа-полтора или два с коляской, то есть много времени подумать о прекрасном.. или наболевшем, как повезет :).
Поэтому сразу предупреждаю читающих это сообщение. В этот раз оно может оказаться длинным, так как я хочу разобраться с обоими вопросами! Для тех, кто в танке, и знать не знает о смежном направлении, для тех, кто в закрытом танке, кто думает, что e-learning только и существует, чтобы обеспечивать техническими средствами (своего рода IT для обучения). В любом случае, буду признательна за обратную связь тем, кто осилит весь текст!
"Чему обучаете?"
На это можно ответить кратко: "Всему!" и заработать ожидаемый изумленный взгляд. Но если есть время и желание по-обсуждать любимую работу, то можно рассказать следующее:
Да, e-learning позволяет учиться в любое время в любой точки планеты, практически, всему, если говорить от теоретических знаниях. Но как же можно учить "всему", и не обладая знаниями, накопленными веками, всей человеческой цивилизации?
А в этом и заключается основная загадка и особенность elearning.
Дело в том, что elearning ничему не учит! Это технология, позволяющая формализовать знания в электронный вид (в виде электронных курсов), применяя множество методов трансформации (в настоящее время наибольшее распространение и признание получила так называемая геймификация) вне зависимости от типа и сферы знаний. В то время, как в сообществах очного обучения обсуждают (и наверняка спорят) о преимуществах или недостатках методик проведения тренингов или других типов обучения, в сообществе elearning свои "сражения" и "победы". Удивительно, правда? В чем же отличие?
Отличие в том, что очное обучение "привязано" к передаче знаний индивидууму, а elearning - не столько передача знаний максимально приближенно от источника, сколько сохранение и преумножение организационного знания в целом, когда при необходимости предоставляется своевременно (точно вовремя) доступ для электронного обучения нужным индивидуумам с последующим оперативным получением обратной связи, что в свою очередь запускает механизм обновления уже собранных знаний. Другими словами, elearning позволяет созать и автоматизировать систему управления знаниями всей организации. Получается, что трансформируя имеющиеся знания (успешных специалистов), создается впечатление, что специалисты по дистанционному обучению находятся сами в зоне предметной зоны. Это иллюзия. Точно такая же иллюзия, что CDRW является специалистом в том, что на него записано или будет записано поверх уже имеющейся записи. Да, специалисты elearning в момент создания учебного (качественного) контента вникают в суть, но также легко "забывают" ее при закрытии проекта и переключения к следующей тематике.
Теперь вопрос подготовки учебных материалов для дистанционного обучения.
К сожалению, часто бытует мнение, что заполнить систему дистанционного обучения дело тренеров и специалистов очного обучения. Что дело специалистов дистанционного обучения обеспечит бесперебойную работу самой платформы и электронных курсов. Конечно, доля правды тут есть - в части ответственности за работу программного обеспечения. Но, за разработку электронных курсов (не просто размещение презентаций, лекций и других сопроводительных документов очного обучения) отвечают только специалисты elearning!
Дело в том, что в кажущейся идентичности разработки "очных" курсов и "электронных" курсов скрываются весьма ощутимые различия!
Начнем с того, что сами формы обучения очное (или онлайн) и электронное (самостоятельное изучение в оффлайн режиме) обучение в корне имеют различия, и материалы, которые готовятся для них тоже часто кардинально отличаются!
Предлагаю рассмотреть причины отличий.
Для проведения очного обучения (лекции или тренинга) необходимо подготовить информационный материал. В процессе проведения очного обучения учебный материал неотделим от презентатора или преподавателя. Чаще всего, имеющиеся записи или презентации являются подсказками и направляющими для обучающего. Если даже есть неточности, или отсутствие структуры в последовательности слайдов, личность презентатора (или умение тренера) сглаживает "несовершенство" подаваемого материала. И это нормально! Успех тренера зависит в большей степени от него самого - от его умения "чувствовать" аудиторию, "подлаживаться" под нее, давать нужные именно этой аудитории разъяснения. Таким образом, один и тот же материал может подаваться по разному! Более того, в разном порядке - что-то пустить вперед, что-то пропустить, что-то повторить несколько раз - все зависит от того, какая обратная связь поступает в конкретный момент времени тренинга или курса. Преподаватель управляет учебным процессом в реальном времени.
В дистанционном обучении все намного сложнее. Дистанционное обучение предполагает, прежде всего, самостоятельно обучение, и самомотивацию. В момент обучения рядом нет ни тренера, ни преподавателя, кто бы мог скорректировать понимание обучаемого или его мотивацию (увлечь в процесс тренинга). Хуже того, у электронного курса есть только один шанс дать именно то понимание, которое закладывалось авторами. Уточняющих вопросов в реальном времени не будет! А все мы знаем, что один и тот же текст, или одно и тоже видео (или иное другое событие) воспринимается окружающими совершено по разному, и где гарантия что вас поймут именно так, как нужно? В очном формате, тренер всегда может пояснить ситуацию, в электронном - никогда (за исключением тех случаев, когда преподаватель использует электронный курс вместо презентации и комментирует его по ходу - но это уже не дистанционное обучение, а все то же самое очное с применением визуальных электронных инструментов).
Если смотреть на разработку учебных материалов с такой точки зрения, становится понятным, что разработать хороший электронный курс, понятный, однозначный и мотивирующий одновременно крайне сложно не только с технической стороны, но и методически (методически даже сложнее).
Я не буду сравнивать методистов и методологов очного и дистанционного формата. Они просто разные. Их методы достижение целей разнятся. Они используют разные методы и технологии, и в итоге получают совершено разные продукты.
Отмечу только, что при разработке электронных курсов, разработчики должны знать не только электронные технологии, но и психологию, педагогику, основы дизайна и маркетинга, коучинг.. и многое другое! Они должны уметь не только работать с программами, но и знать человеческую природу, работу мозга, чтобы получаемые продукты максимально вовлекали в обучение, мотивировали на конечный результат или изменение в поведении после обучения, при этом несли минимальные потери при передачи информации по-средством изучения пользователем информации с экрана. Именно поэтому в сообществе elearning постоянно ищут способы сохранить и передать знания такими, какие они задумывались авторами-экспертами, при этом мотивируя и вовлекая в процесс обучения. Ведь у компьютера нет другого способа воздействия на обучаемого, кроме экрана, в отличие от очного обучения, в распоряжении которого есть и учебные материалы и харизма, умение тренера или преподавателя.
Не все можно выучить с помощью компьютера, но далеко не все может и тренер или преподаватель. Например, изучение программного обеспечения лучше проводить через электронные тренажеры и симуляторы, а работа со сложными аппаратами происходит строго через компьютерные тренажеры (например, управление самолетом, или эксплуатация атомной электростанции) - ни один преподаватель в аудиторном формате не даст практических знаний, а на "рабочую" станцию и близко не подпустят "потренироваться".
При всей непохожести очное и дистанционное обучение могут и должны работать "рука об руку", не соревнуясь. Именно в случае синтеза обеих форм обучения, без доминирующей той или иной формы, можно создать систему обучения или систему управления знаниями, когда бы результат был во много больше, чем простая сумма слагаемых. Тем более это возможно и методически, и технически.
Когда перед тем, как принять решение, кого, как и когда учить, учитывали все имеющиеся ресурсы и использовали все возможные формы обучения в комплексе, используя сильные стороны, дополняя друг друга, компенсируя слабые стороны, не соревнуясь друг с другом, пытаясь доказать окружающим, кто "есть самый лучший методист" в обучении.
В настоящее время существует множество отдельных площадок и конференций для очного обучения, где обсуждаются самые новейшие и лучшие технологии очного обучения, и для e-learning - где спорят, в принципе о том же - как лучше подать материал, и как его реализовать технически. Было бы здорово, если бы были площадки по обучению совместные, где вырабатывались бы общие решения по совместному обучению.
Да, есть конференции, где встречаются все HR-специалисты. Но даже там, "обученцы" работают врознь. А как бы было здорово, если бы у нас образовалось общее сообщество!
Я мечтатель? Вы так думаете?
Всегда ваша
Денисова Елена,
Комментариев нет:
Отправить комментарий