понедельник, 30 мая 2016 г.

e-learning технологии: споры об инструментах и системах дистанционного обучения - кто прав?

Продолжим тему качества обучения!

Обычно, я эту тему предпочитаю, не то, чтобы обходить, но и не вступать в полемику, исключая случаев, когда пытаются связать результаты обучения напрямую с прибыльностью организации - работающих методов и инструментов, способных отделить влияние обучения от других факторов на увеличение или уменьшение прибыли, я не встречала в природе и вряд ли встречу - все таки инерциальных систем нет и это факт.

Но на самом деле, я давно перестала спорить в принципе о пресловутом качестве. Дело в том, что специалисты e-learning (да, и не только e-learning, но и других типов обучения) любят поспорить о действенности, а значит "правильности" того или иного подхода в обучении - что лучше, МООК или корпоративное обучение? Адаптивное обучение или направленное? С использованием мультимедиа или другой какой-нибудь вид? и т.п.

Я давно отвечаю примерно следующее: "Не важно, что вы делаете и как! - главное, чтобы обучение достигало своих целей. И результат был ровно таким, какой вы ожидали и закладывали." Да, это говорит, что определение качества обучения смещается с самого контента или того или иного способа подачи или реализации на корректность постановки целей, что напрямую зависит от качества... снятия запроса или потребности заказчика в обучении, как способ решения бизнес-задачи - только и всего.

Если для решения поставленной задачи достаточно подготовить структурированную, но простую в плане методическом и техническом исполнении, то зачем закладывать сложные курсы со значительными затратами различными ресурсами как, временными, так и финансовыми? 

Есть краткосрочные и требующего оперативного вмешательства, задачи, где лучше выполнить быстро и просто, чтобы достичь нужно результата, да в ущерб "красивому" качеству.

Но параллельно есть и долгосрочные задачи (часто переходящие из быстрых оперативных и изначально краткосрочных), которые можно делать строго по технологии и по плану. Одно другое не исключает.

Но маячком для выбора того или иного решения, абсолютно не важно какого, должна быть поставленная цель - нет плохих инструментов e-learning (или обучения) - есть некорректный выбор и неправильное их использование.

С уважением,
Денисова Елена,

воскресенье, 29 мая 2016 г.

eLearning elements 2016 - отчет посещения

25-26 мая состоялась ежегодная конференция e-learning специалистов - eLearning elements 2016, конференция, на которой традиционно встречаются почти все специалисты дистанционного обучения из самых разных структур и отраслей - государственных и коммерческих. Спасибо огромное Тихомировой Елене за возможность встречаться ежегодно!

Формат конференции довольно комфортный для общения и обмена опытом. Честно говоря, я давно перестала ориентироваться на темы, больше полагаясь на "лица" - то есть иду кого-то послушать и не важно, о чем он будет говорить - это всегда интересно! С остальными можно переговорить на перерывах за круглом столиком в шатре или же на улице, сидя на лавочке. 

В этом году очень удобно было выйти во внутренний дворик, где даже выставили парочку круглых столов со стульями.

Поэтому общались нон-стоп! Я даже запланировала несколько встреч на "после конференции".

Приятно было встретить старых друзей и коллег, узнать новости, кто, где и чем занимается, обновить визитки. А также приятно удивило наличие новых лиц - знаете ли, в нашей сфере не так много специалистов достаточно высокого уровня, и всегда приятно видеть новые лица и слышать новые идеи - да-да! идеи новые до сих пор есть - да, в частных случаях, но они тем и хороши, что узнаешь о них тогда, когда как раз они и нужны. Таким вот неожиданным сюрпризом стал Иван Малышин из 1С-Битрикс - Иван, спасибо за рассказ о вашем опыте обучения ПО для партнеров и "внешних клиентов" - пошла думать :).

Из наблюдений: явный интерес возрос к электронным (и не только электронным) тестам - на секции у Арсения Белорусца люди даже стояли - стульев хватило не всем. Радует, что уровень профессионализма в нашем сообществе с каждым годом растет - некое коллективное развитие.

Жаль, только не увидела привычных и постоянных лиц elements в виде Павловой Светланы, Снегирева Сергея, Калмыкова Алексея, Кунина Дмитрия. Но с ними, я в принципе, и так встречусь - просто непривычно :).

Если резюмировать, то качество проведения конференции было, как всегда, на высоте за исключением ряда небольших организационных моментов типа скромного обеда и кофе-брейков (но это же мелочи - в конце концов мы пришли общаться, а не обедать ;)) - несколько практических идей было с успехом вынесено за пределы на подумать!

Хотела бы пожелать коллегам из Живого обучения и Тихомировой Елене - держать марку, развиваться и не терять качества и актуальности! Уверена, что так и будет! ;)

С уважением,
Денисова Елена

воскресенье, 22 мая 2016 г.

e-learning технологии: О качестве обучения

Какими идеями мне сегодня поделиться с вами?

Хочу сегодня поговорить о довольно "скользкой" и животрепещущей теме для каждого "обученца" - качестве обучения, в частности, электронного курса.

Я, наверное, сейчас скажу крамольную мысль, но она появилась у меня не сразу - постепенно назревала и формировалась.

Знаете ли вы, что качество обучения содержится вовсе не в качестве самого курса? Главное, чтобы курс выполнял свою цель и решал поставленную задачу. И вовсе не важно, как выполнен этот курс - с использованием новейших технических инструментов или "на коленке" - если задача выполняется, значит, курс качественный!

Как пример приведу аналогию не из обучения: когда мы болеем, мы можем на выбор взять дорогое лекарство с привлекательной упаковкой, дополнительными отдушинами и ароматизаторами, удобными примочками для использования и т.д., а можем воспользоваться самым дешевым и неказистым аналогом.. Результат - один, так как основной компонент одинаковый. 

Так и в обучении - если курс достигает своей цели - это значит, что курс рабочий. И он может быть совсем "простым" в исполнении и сделан "на коленке". Главное - чтобы цели достигались! Если курс будет "жить" достаточно долго и есть возможность его улучшать как визуально, так и технически, методически и т.д., то можно его обновлять, достигая лучшего вида, не ухудшая предназначения - нет пределу совершенству!

Конечно, если есть время и возможности сразу делать "красивые" и "дорогие" курсы - почему бы нет? Но не стоит забывать, что прежде всего - достичь поставленных целей и решить задачу, чем отказываться от ее решения из-за множества "придуманных причин", типа, как нет времени, денег, дизайнеров, программистов и прочих "добавочных" пунктов к ценности продукта.

Качество курса зависит от правильно поставленной цели и ее достижения - как и каким образом? дело вторичное.

С уважением,
Денисова Елена, размышляя о качестве обучения

воскресенье, 15 мая 2016 г.

Технологии e-learning: Методология - использование кейсов в электронных курсах. Основные ошибки

Мои любимые электронные курсы - это по софт скилам (или те курсы, которые мы делаем под очные тренинги). Это самые сложные с точки зрения методической подачи и продумывания мотивации. Сценарии для этих курсов я доверяю только опытным методологам в моей команде. Ну, и самой они больше всего нравятся, хотя по временным затратам - это самые долгие и напряженные курсы.

Радует, что в сообществе e-learning никого уже не удивляет необходимость установки целей обучения и продумывания измеримых результатов. Также радует, что почти всегда используется кейс или пример, часто сопровождаемый качественной прорисовкой персонажей и просто дизайна.

Но есть один нюанс, который рушит всю задумку, на мой взгляд.

С чего начинается такой курс?

Чаще всего это сразу кейс - ты, как слушатель, оказываешься наблюдателем какой-то сцены: кто-то что-то говорит/продает/делает/предлагает. И тебе тут же предлагают ответить на какие-то вопросы или что-то сделать/передвинуть/сказать/совместить.. 

Ощущение какое-то неоднозначное. Какое отношение данное действие имеет ко мне, как слушателю? Почему проблемы (а тут явно какие-то поблемы) Маши/Вани/Пети и т.д. должны меня волновать? и почему я должен что-то отвечать и делать? И вообще, что происходит? Зачем мне все ЭТО нужно делать и ЧТО я из этого вынесу?

В общем, вопросов масса. И вроде все красиво, и даже есть какой-то пример... Вот, только оторван он.. от МОЕЙ жизни.

Да, успех (не побоюсь этого слова) софтовых курсов в наличии хорошего, желательно сквозного, кейса. Однако, использовать кейс нужно тоже грамотно. К сожалению, большинство кейсов идут параллельно с основной линией курса. Что не так?

Основные методические ошибки, которые я встречала:

1. Нет вводного слова или "мостика" к кейсу в виде некоего приглашения к участию. Например, перед вами (тобой) ситуация такая-то, вам (тебе) предстоит сделать так и так...

2. Сам кейс никак не предполагает обратной связи к реальной жизни обучаемого. Да, от обучаемого постоянно требуется его мнение в виде ответов и действий, но эта обратная связь находится там же, внутри кейса. Обучаемый отвечая на вопросы находится внутри предлагаемой ситуации, рефлексии при этом не возникает, так как опять же нет "мостиков" к реальной практике обучаемого.

3. Кейс никак не связан с теоретическим блоком курса. Конечно, чаще всего. теория связана с кейсом, но опять же методических "мостиков" между теорией и кейсом нет. Это нужно додумывать самому обучаемому - вопрос, когда? если он, находясь внутри кейса, только и занят, что выполняет какие-то упражнения за какую-то воображаемую Машу и набирает очки? (вопрос риторический - зачем?).

4. Резюме такого курса опять же идет в отрыве между кейсом и реальной жизнью - вот здесь другой перекос, в резюме якобы обещают, что обучаемый теперь все сам может сделать в реальной жизни, но не понятно, как же пройденный этап обучения выполнить это обещание? То есть, вначале не было связки с реальной практикой, а в конце наоборот - с результатом кейса.

Таким образом, получается, что кейс идет сам по себе, теория сама по себе, реальная жизнь... ну, вы понимаете. Какой-то набор лего - "собери сам" или просто поиграй и собери хоть что-то, отличное от обещанного (как оно обычно и бывает на деле в игру лего).

Чтобы продумать детально сюжет со всеми "мостиками" нужен действительно хороший опыт методолога. Но результат этого стоит! Кстати, написание софтового курса очень схоже с хорошим школьным сочинением, где вам нужно и сюжет осветить, и мысли вплести, и в кратком изложении навести логические "мостики", чтобы мысль текла свободно и плавно...

С уважением,
Денисова Елена,

понедельник, 9 мая 2016 г.

Технологии e-learning: Расчет времени разработки слайдового электронного курса - формула

В основу моей кандидатской диссертации (Тема: Интеграция автоматизированных систем управления знаниями в производственный процесс проектной строительной организации) лег инструмент e-learning, а именно механизм разработки электронных курсов и их использование в цикле трансформации знаний внутри организации.

И так как диссертация была на соискание ученой степени кандидата технических наук, то, безусловно требовались расчеты и формулы - как это, обычно и водится у технических специалистов - все четко и по расчету.

В последний месяц я пару раз натыкалась на статьи и запросы (в последний раз такой запрос у меня был лет так 6 назад с моим приходом в новую компанию) - все когда-нибудь снова возвращается в тренд. И я вспомнила про собственную формулу расчета. Когда-то я вывела ее, опираясь на практический опыт, и даже какое-то время "баловалась" расчетами производимых курсов, сравнивая с действительностью. Погрешность была минимальная - день туда- день сюда. В общем, полезла искать в кладовках собственный текст диссертации!

Выкладываю данный расчет в блог. Интересна обратная связь - может, кому и пригодится? 

По секрету скажу, данный расчет лег в основу реального KPI моей бывшей команды.

ОЭК - обучающий электронный курс.

С уважением,
Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154