суббота, 30 апреля 2016 г.

Семинар Снежковой Марины. Модель компетенций: практика разработки и использования. Отзыв.

18-19 апреля 2016 по заранее запланированному плану, посетила семинар по разработке компетенций у Марины Снежковой. Я и моя коллега (Киреева Елена, специалист по тестированию профессиональных знаний) очень тщательно и придирчиво выбирали как программу обучения, так и тренера с учетом наших задач и ожидаемых результатов. Задачу пройти обучение по компетенциям и компетентностному подходу мы поставили еще в конце 2015, и уже в начале года знали, что хотим попасть именно к Марине Снежковой, но реализовать обучение удалось только в апреле, на базе Бизнес школы SRC.

До написания отзыва руки "дошли" только сейчас, но впечатления и результаты до сих пор актуальны, поэтому представлю их вам - возможно, кому-нибудь пригодится для принятия решения...

Начну с предисловия а именно с выбора семинара и тренера - почему остановили свой выбор именно на этом варианте.

Я редко когда учусь. Для этого есть объективные причины:
1. Большую часть знаний я черпаю из книг, которые читаю, изучаю и практикую по результатам изучения из самых разных областей (о принципах чтения книг я говорила отдельно - скорее использую в выборе книг латеральное мышление - по наитию, или по распутыванию "логических клубков", которые могут вывести в совершенно непредсказуемые, и на первый взгляд не связанные, сферы, но изучение которых только обогащают мой опыт).
2. Из того, что бы я выбирала для себя в качестве очного обучения либо очень дорого, либо долго, либо далеко... В электронном обучении - еще хуже... То, что есть - я итак черпаю из книг.
3. Когда я выбираю для себя обучение, это когда мне реально не хватает каких-либо знаний для решения конкретных задач. Я не люблю (мне не интересно, даже если это "круто, красочно и есть геймификация", если это обучение ради обучения) коллекционировать рамочки с сертификатами без практического применения. А для решения задач нужны практические знания и инструменты - это могут дать немногие тренеры, обучающие организации и учебные программы.

Относительно недавно я сместила акцент со своей привычной профессиональной сферы (e-learning и как смежное, очное обучение) на оценку.. Чем-чем, но компетенциями и инструментами оценки я даже не думала вплотную заниматься, предпочитая оставлять данную деятельность имеющимся специалистам в организации - мне же было достаточно понимать общий принцип оценки, как инструмента, с точки зрения его автоматизации.

Эта резкая смена курса потребовала срочного восполнения недостающих знаний, навыков и методик. Елена Киреева помогла найти несколько программ для сравнения. Одна из них была очень крутая, но слишкам уж фундаментальная - обо всем, детально, но... дорого, долго.. и без адаптации к нашей реальности - то есть, после обучения нужно было бы соотносить, вычленять, что нужно и адаптировать к текущей организации. Мне же нужен был минимальный фундамент, или даже не фундамент, а каркас, понимание системы в целом. Навыков адаптации нечто абстрактного к реальности у меня точно не хватило бы - для этого нужно иметь достаточный опыт в этой отрасли, чего у меня не было и не будет ближайший год. 

Другие программы "грешили" обширным списком "тем" и "направлений" и обещанием все это "усвоить" за 1-2 учебных дня. Простите, но я в сказки давно не верю. Узнать обзорную информацию по теме компетенций на таком обучении можно, но практическую направленность такие программы не дают - каждую из тем нужно отрабатывать отдельно.

Кстати, на рынке оказалось не так много достойных авторских программ и тренеров в области построения моделей компетенций и их внедрения... По всем нашим критичным (и очень строгим параметрам) подошла программа и резюме Снежковой Марины.

И знаете, результата превзошел ожидания:
1. Я получила системное видения (после самостоятельного экспресс изучения источников в электронном виде на английском языке) полностью методологии компетентностного подхода.
2. Подвтердила правильность решений, принятых и нащупанных на интуитивном уровне, на уровне здравого смысла. Получила логическое подтверждение и обоснование. Также получила и недостающие детали и "кусочки пазла" - получила полную картину, позволяющую вести наши рабочие группы более уверено и правильно.
3. Получили хорошее методическое пособие и практические примеры.
4. Получила полезный контакт прекрасного тренера, который является не только профессионалом и практиком в области компетенций, но и профессиональным бизнес-тренером и специалистом в других смежных HR-областях.

К сожалению, второй день обучения мне пришлось пропустить, но основное я успела получить на первом дне. Спасибо огромное Марине Снежковой за качественное обучение!

Ну, а мы подтвердили, среди прочих плюсов и результатов, правильность нашего метода оценки и отбора обучения под задачи!

Данную программу могу смело рекомендовать.

С уважением и благодарностью,
Денисова Елена,

суббота, 23 апреля 2016 г.

Личностный рост: о книгах, чтении, Интернете, информации - мысли вслух

Знаете, как это бывает... 

Когда в нашем мире появляется что-то новое, неизведанное и неисследованное, то обязательно появляются как сторонники, так и ярые противники новинки. Большинство, конечно, нейтральные. И начинается - кто кого перетянет на "темную" или "светлую" сторону - противники или сторонники.

В старину, правда, кардинально новые вещи появлялись редко и это было целое событие, иногда одно на поколение.. И бывали на этой почве и войны. Кого-то сжигали на костре, распинали и прочее.. Тем не менее прогресс двигался, не смотря на регулярные попытки его остановить.

В наше же время новое происходит постоянно, чуть ли не каждый день. Наверное, наши далекие потомки назовут его Веком Информации... кто знает. И вот, как и в древние времена, есть сторонники прогресса, люди быстро двигающиеся и умеющие быстро изменяться и подстраиваться под изменения, а кто-то "придумывает" очередную "пугалку" в попытках остановить прогресс. Раньше вредно было читать (да-да! это было даже страшным грехом и каралось церковью, если только книга не библия): глаза испортишь, ум за разум зайдет и многие всякие неприятности и трудности в жизни. Теперь - нам говорят, что читать электронные книги вредно, так как читать приходится больше - информации то больше, а листать в электронном виде проще.. Вредно, если в электронном виде люди придумали механизмы для упрощения процесса чтения (ну, конечно, если читать, то исключительно по старинке с лучинкой на столе - так полезней и запоминается лучше!). Вредно ежедневно перерабатывать несколько источников информации. Вредно читать (а не смотреть TV) новости в новостной ленте в Интернете, подстроенной под тебя, без рекламы.

Сами социальные сети - вредность страшная! Это сколько же времени вы тратите на общение! Вот, то ли дело раньше! Отправил письмо на пару страниц другу или родственнику и ждешь: две недели оно идет до адресата, день-два на ответ, и еще две недели ждешь письма обратно! Целый месяц - зато время на общение не тратишь :). 

Теперь же, какой интерес? Захотел узнать нужную информацию с другого конца Света - зашел в мессенджер, вотцап, в конце-концов написал в электронную почту.. и раз ответ готов (максимум в течение дня! ну, если, конечно, вас не игнорируют специально и не отправили "в бан")! чОрт - это же так вредно! Сразу вовремя получать искомое. Раньше как было: надо просидеть полдня в картотеке библиотеки, чтобы по "ключевым словам" на карточках догадаться, какая книга тебе нужна, потом отстоять очередь с выписанными номерами карточек в очередь в читальный зал, а потом, когда дойдет твоя очередь, окажется, что большей части книг уже нет.. или занята.. и тебе снова надо идти в картотеку, а время работы читального зала строго ограничено режимом работы - до 19.00! Круто, правда? Вот, это не вредно! 

То ли дело, залезть в Интернет, с помощью поисковика найти все, что нужно, скопировать и распечатать! чОрт - вы снова в Интернете? тратите свое время?! а ну марш в библиотеку! хоть ноги разомнете, намнете и т.д. 

Что?! Гулять, дышать, сидеть на лавочке и изучать конспекты из Интернета, кормя голубей?! Вы, что! У вас же мозг усохнет постоянно быть в сети! Марш! в библиотеку и точка... да, и письма писать и бегом на почту (поддержи отечественное производство, пока почта совсем не зачахла!).

Знаете, что я думаю по этому поводу. Все хорошо в меру. И книги, и Интернет. С чем я могу сравнить постоянный поток информации сейчас? С рекой.

Река - это потоки информации. И здесь вам право решать- либо говорить, что "река" - это плохо, в ней можно утонуть. А можно черпать из нее воду, очищая от мусора, и плыть туда, куда вам надо - главное, уметь плавать и использовать возможности реки.

Не умеешь - либо не плыви и ограничивай себя безопасным сидением на краю реки жизни, либо - учись плавать и стремись к развитию и выгодам, которые дает река.

С уважением,
Денисова Елена

среда, 20 апреля 2016 г.

Личностный рост: впереди смотрящий или через туман к звездам?

О чем я хотела сегодня поговорить?

Наверное, о парадоксах жизни.

Я стала отмечать странную закономерность, когда ты что-то делаешь, то кажется, что ничего особенного в этом нет. Конечно, все просто, если знаешь как и что делать.

Но если большинство твоих поступков и действий продиктовано не инструкциями и типовыми решениями, а интуицией, то создается ощущение постоянного поиска и неуверенности в правильности своих решений.

Попробую объяснить. Большая часть моего опыта - это самостоятельные исследования, пробы и ошибки: возникает идея или возможность или необходимость в поиске решения. И ты думаешь: "а что, если так или так? И если так, то будет вот так и так.." Сначала долго рассуждаешь, проверяешь мысленно вероятности и последствия, обдумываешь, рисуешь... И через какое-то время начинает вырисовываться силуэт и тогда не ждешь, а начинаешь действовать - просто двигаться вперед в этом направлении, и ты уже знаешь, что же там. В этот самый момент идея перестает быть идеей для меня, она - свершившийся факт, почти пройденный этап. Для меня это уже столь обычно и привычно, что я могу рассказывать об этом чуть ли не буднично, как о полученном результате.

Парадокс в том, что мне кажется, что сделанное не такое уж и великое или даже новое, что ничего особенного в этом нет. Когда силуэт все еще скрыт в тумане, я получаю примерно следующие отклики от окружающих: "Подожди - не видно же, что там! Давай подождем результатов!" Но я то уже вижу последствия и изменения, я вижу, что выбранное сначала на ощупь, но потом проверенный различными внутренними "измерителями" и выверенный путь - верен, и результат для меня столь же предсказуем, как поставить кипятить холодную воду на огонь и через 3 минуты получить кипяток - кипятка еще нет, но я знаю, что результат гарантирован. И это становится обыденностью.

Каково же мое удивление, когда оказывается то, что для тебя "обычно и ничего особенного" - для других открытие! Но открытием оно становится тогда, когда силуэт полностью и отчетливо виден. Вот этот диссонанс часто ставит меня в тупик - "А что? другие разве так не делают? странно. Это же так просто!"

Есть, конечно, вещи, которые читаются по схожести уже бывших ситуаций - со мной или наблюдаемыми мною процессами, но и здесь скорее работа ума в поиске аналогий. В этом случае ты просто "подключен" к постоянному потоку информации (в моем случае это фейсбук, который настроен под меня - только те новости, которые хочу видеть, только те люди, с кем хочу общаться, только те сферы интересов, которые необходимы мне и т.п.), из которого в нужный момент черпаешь идеи, события, новинки, тенденции, аналитику и выводы... 

Здорово, когда постоянно находишься в контакте в некоем профессиональном сообществе и их опыт, и твой опыт аккумулируется и преобразуется в нечто новое - парадокс в том, что чем больше ты открыт потоку и обмену, тем больше ты получаешь в итоге. Вроде ты и отдаешь, но и получаешь несоизмеримо больше- сумма слагаемых больше, чем сумма составляющих - всегда появляется нечто новое.

Именно из-за вечной неуверенности "похода через туман", мне крайне необходима реакция окружающих - понимание того, что в итоге то все правильно сделано и можно двигаться дальше... в туман...

На позитивной волне,
С благодарностью к окружающим людям, друзьям, коллегам
Денисова Елена

пятница, 15 апреля 2016 г.

II-ой ежегодный Форум HR-Тактика и стратегия управления персоналом 2016 (InterForum) - отчет

7-8 апреля 2016 года состоялся II-ой ежегодный форум HR - директоров "Тактика и стратегия управления персоналом 2016": https://interforums.ru/hr16/home/

Меня и Дениса Сосина, начальника учебного центра Главного вычислительного центра ОАО "РЖД", пригласили в качестве спикеров по теме корпоративного обучения и оценке эффективности результатов обучения, что было большой большой честью для нас.

Судя, по количеству вопросов и обсуждений после доклада, а также полученной обратной связи от организаторов форума (огромное спасибо за приглашение Булановой Елене), доклад был интересным.

 Сам форум был достаточно насыщенным в общении с коллегами из производственных отраслей, банковской среды и сферы корпоративного обучения. Много полезной информации к размышлению было получено из докладов других спикеров. 

Отдельное спасибо за организацию секции по вопросам внедрения проф. стандартов. Часть ответов получила там же, часть же только возникла на перспективу - есть о чем подумать.
Из общих выводов.

Радует тенденция сближения и интеграции различных граней деятельности HR от отдельных узко-специализированных конференций к обще-тематическим, где кроме инструментария конкретной области обсуждаются комплексные решения для организаций. Гораздо интересней и важней посмотреть под другим углом зрения на привычные задачи, пообщаться со смежными сферами, подучиться и поделиться опытом.

Фактически, мы приходим к тому, что задачи бизнеса нужно решать не по отдельности тем арсеналом инструментов и методик, что есть в текущей отрасли, а использовать весь потенциал HR-сферы, в зависимости от потребности бизнеса и специфики задачи: например, вопрос конкуренции между различными формами обучения снимается в пользу оптимизации процесса обучения в целом - задачу необходимо решать совместно и комплексно, дополняя и поддерживая друг друга.

В целом впечатления позитивные. Спасибо за предоставленную возможность! Хочется повторить данный опыт.

С уважением,
Денисова Елена




воскресенье, 10 апреля 2016 г.

технологии e-learning: об интерактиве в электронных курсах и не только

Сейчас термин "интерактивность" используется по всюду и является обязательным для ВСЕХ электронных курсов. Но во всех ли курсах присутствует интерактивность, вот в чем вопрос?

Начну с небольшой истории из практики. Когда-то несколько лет назад я искала очередного члена команды разработчиков. Честно говоря, к тому моменту это было не 10-е, и даже не 20-е собеседование... И если вначале на моем лице быстро отражалось мое отношение к происходящему (что не очень хорошо), то к этому я научилась не только сохранять благожелательное настроение и улыбку, но и шутить. Кандидат этот быстро ловил слова и менял линию рассказа, считывая "мои потребности руководителя", мои слова быстро перескакивали в его. Следующий вопрос звучал примерно так: "Какие виды интерактивности вы знаете? Диалоги, например, скроллинги..". Кандидат продолжил список, не обратив внимание на "Скроллинги..". Более того, в дальнейшем описании своего опыта человек постоянно делал упор именно на "скроллинги", как основной вид интерактивности :). 

Это, конечно, забавно, но кроме шуток... Все ли понимают, что такое интерактив? К сожалению, часто слышу и читаю примерно следующее в рекламных буклетах, в выступлениях на конференциях, в разговорах в кулуарах: "Да, наши курсы содержат в себе все виды интерактивности: видео, графические элементы, анимацию...".

И тогда я задумалась, может, это со мной что не так? Может, это я не знаю, в чем суть интерактива? Интерактивность же вовсе не означает инструменты визуализации как выше перечисленные! Интерактив заключается во взаимодействии обучаемого с системой (преподавателем или компьютерной программой).

Посмотрела определение в Вики:

Интерактивность - это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем).

Таким образом, становится очевидным, что просмотр видео никак не может быть интерактивностью, так как обмена при этом не происходит. Это пассивное наблюдение. Тоже самое касается графических элементов и анимации.

Вот, настроить живое участие обучаемого в процессе обучения и не только его реакцию, но и получение обратной связи на действия, это и есть задача интерактивности.

А сколько вы встречали, действительно, интерактивных электронных курсов?

С уважением,
Денисова Елена

воскресенье, 3 апреля 2016 г.

e-learning технологии: материальная или нематериальная мотивация?

Давненько я не писала и не вспоминала про мотивацию в обучении: пора бы уже обновить и написать пару слов, как вы считаете?

Конечно, эту тему обсуждают постоянно и на конференциях посвящают если не темы конференций, то хотя бы секции и столы.

Ничего нового, я думаю, не скажу - все уже давно обсудили и изучили. 

Единственное, на что я обращаю внимание, - к сожалению, многие до сих пор уделяют больше внимание денежной мотивации, чем другой иной. Безусловно, альтруистов в наших рядах катастрофически мало - я лично не видела ни одного, все мы работаем и получаем заработную плату.

Но вот, почему не все стремятся делать одно и тоже, чтобы получать самый большой куш? Все же, деньги - это хорошо и необходимо, но они в конечном счете не являются конечной целью. Если спросить, зачем конкретному человеку деньги - провести опрос - то варианты ответов будут сильно разниться. Естественно, сначала будут общие ответы, типа как "жить хорошо, безбедно", "отдыхать, где хочу" и т.д., но если уточнять, на что конкретно люди собираются тратить, то окажется, что цели у всех разные... А деньги? Это всего лишь средство (да, необходимое, но далеко не обязательное, кстати - можно наследство получить, например ;))... Цели - они находятся намного дальше, чуть ближе, чем мечты, но все же дальше цели заработать много денег.

И только у весьма ограниченных людей - цели жизни "заработать денег, чтобы просто их было много".

Честно говоря, когда какая-либо организация вплетает в мотивационную речь для будущих (или работающих) сотрудников слоган: "Хочешь больше зарабатывать? Тогда иди к нам (ну, а там по вариации:... учиться, работать, сотрудничать и т.п.)!" вызывает только опасение - если кроме этой мотивации ничего не могут предложить, то и ничего больше не получишь - ни заботы, ни внимания, ни интересных и амбициозных задач - обещание денег - слабый аргумент, на тот случай, если других аргументов нет... Печально...

С уважением,
Денисова Елена