вторник, 11 февраля 2014 г.

Об играх и об увлечении геймификацией. Размышления.

С недавнего времени (примерно с год) тема игр стала настолько популярной, что все, кто хотел бы обучать кого-либо, от детей до стариков, используют термин "геймификация". 
Конечно, играть любят все. И не верьте, если вам скажут, что взрослые люди играть не должны. Даже если взрослый скажет, что не любит игр - это неправда, втайне все играют. Да и потом, что такое жизнь? Игра! Так говорили классики.
Также многих давно волнует вопрос мотивации на обучение - "как привлечь людей к учебе и самообразованию".  Игра предлагается, как инструмент мотивации. Логично. Это гораздо интересней, захватывающе и легче - вроде, логично.
НО! не стоит забывать, что игра - всего лишь, инструмент, а не сама мотивация. Сама по себе игра не является пусковым механизмом к обучению. Почему? Попробую объяснить.
Дело в том, что игра - очень древнее занятие, и видов игры за время ее существования появилось великое множество. Практически, у каждого человека есть свое предпочтение в играх. Кто-то любит за чашкой кофе или чего покрепче, или с сигарой в зубах, играть неспешно в шахматы, а кто-то побегать в футбол или играть в "казаки-разбойников", чтобы не сидеть на одном месте.
Соответственно, чтобы использовать ту или иную игровую ситуацию в обучении, нужно понимать, что выбрать. Вот этот факт, как раз, мое твердое убеждение, заслуживает пристального изучения - как выбрать конкретной целевой аудитории корректный вид игры.
Пока, к сожалению, игру используют ради игры - что больше "развлекает" разработчиков и дизайнеров, чем самих пользователей и обучаемых.
Единственный правильный принцип выбора игры опять же находится в области индивидуализации и результата коучинговых сессий.
С уважением,
Денисова Елена

пятница, 7 февраля 2014 г.

Описание бизнес-процессов под автоматизацию. Или с чего начать?

Буквально месяц назад я начала читать бессмертное произведение Конан Дойла о приключениях Шерлока Хомса доктора Ватсана. Самое главное, говорил Шерлок, определить точку отсчета, от которой отталкивается вся логическая цепочка происходящего.

Я отметила, что при написании бизнес-процесса под автоматизацию должен соблюдаться тот же принцип. Нужно определить начальное состояние процесса и его окончание. Это самое важное. Я хочу сегодня заострить внимание на определении начала процесса: как намечен путь, так он и будет строиться - если неверно, то и процесс будет описан ошибочно.
Как правило, основная ошибка в выборе точки отсчета, видение заказчиками прежде всего краткосрочных задач, которые приносят моментальный результат, без учета последствий и, самое главное, причин текущего состояния. Постараюсь объяснить с помощью метафоры.
Заказчику требуется получить печную трубу для дома, а иногда даже больше - дым из трубы. И видят ясно, как дым извивается и вырывается из трубы, об этом только и твердят и требуют автоматизировать именно это действие.
Но на самом деле, чтобы выполнить заказ, необходимо еще построить сам дом. Поэтому, дым - это будущий процесс, но описывать нужно далеко отойдя назад.
Понять, от чего же отталкиваться довольно сложно, так как картина видна как правило не целиком. Помните детскую игру, где предлагается часть рисунка и нужно понять, что же нарисовано. При первом взгляде видится одно, но если расширить "рамку", то окажется, что это совсем другое изображение.
Гораздо проще протянуть логическую "нить" причин и следствий, если известно начало и конец, но что делать, если у вас есть только точка посредине процесса? Как раскрутить спираль причин и следствий прошлого, а не будущего и настоящего. Как выстроить на верхнем уровне весь процесс от истоков до желаемого результата?
Я использую в этом случае умозаключения, основанные на коучинговых принципах и техниках, задавая вопрос "Почему?" ровно столько раз, сколько нужно, а также техники дедукции и индукции, чтобы добраться до источника процесса.
В проекте автоматизации обучения источник оказался неожиданным, так как он был не в сфере обучения, а в предыдущем процессе HR - приеме сотрудников.
С уважением,
Денисова Елена.