понедельник, 6 мая 2013 г.

Интеллектуальный банк компании. Описание и наработки.

Готовилась к конференции и собирала материал по теме системы управления знаниями организации. Теория писалась по итогам практического опыта и теоретического анализа работы в сфере разработки электронных курсов на протяжении 3-х лет.

Пишу, чтобы сохранить наработки, чтобы не потерялись в папках компьютера. Может, кому и будет интересно :).

Интеллектуальный банк компании – это автоматизированная система создания, сохранения, развития и распространения организационного знания в компании.
Организационное знание включает в себя все знания компании: технологии, процессы, ноу-хау, особенности и т.п., что позволяет организации быть конкурентоспособной на внешнем рынке.
Обычно оно хранится в формализованном виде: корпоративных регламентах, инструкциях, описаниях бизнес-процессов. К сожалению, большая часть формализованного знания быстро устаревает и обновляется несвоевременно.
Но даже, если формализованная база знаний поддерживается в актуальном состоянии, только 40% знаний можно формализовать в виде корпоративных электронных документов. И где же находится большая часть организационного знания? В умных головах сотрудников компании в виде индивидуального опыта – успешного и не очень. Источником знаний является, прежде всего, индивидуум, и он является главным активом любой современной организации. И стоит вопрос как эти 60% знаний сохранить в компании в случае смены персонала.
Существует несколько способов построения систем управления знаниями организации, например, способ детальной стандартизации процессов, технологий, операций и т.д., а также постоянное внедрение стандартов в работу через обучение на местах (наставничество и коучинг) – этот способ применяется в Тойоте. Можно использовать методы описания бизнес-процессов. Тогда цикл создания знания будет выглядеть следующим образом: описание процессов в бизнес-схемах, далее обучение, внедрение бизнес-процессов и оптимизация бизнес-процессов и т.д.
Организационное знание проходит следующий цикл развития от скрытого (неформализованного, неявного) знания до формализованного и обратно (И.Нонака, Такеучи):
1. Социализация знания – Из неформализованного в неформализованное знание передается путем передачи опыта от мастера ученику, например на стажировке.
2. Формализация знания – Из неформализованного в формализованное знание переходит путем документирования, например рисование схем, написание регламентов и инструкций, описание процессов в текстовом виде
3. Комбинация знания – В процессе изменения формализованного в формализованное знание видоизменяется за счет создания новых документов на основе имеющихся, например, на основе инструкций и регламентов пишется сценарий электронного курса, а на основе сценария создается сам электронный курс.
4. Инициация знания – Изменение знания из состояния формализованного в неформализованное, например, в процессе обучения. По имеющимся документам образуется личный опыт обучаемого, который используется на практике, образуя новый опыт и новое неформализованное знание, которое при необходимости необходимо снова формализовать.
А для чего существует электронное обучение в вашей компании?
Только ли для трансляции информации?
Электронное обучение позволяет построить автоматизированную систему интеллектуального банка, где организационное знание проходит все этапы цикла развития от социализации до инициации через создание электронного курса, обучение и получение обратной связи.
Чтобы система интеллектуального банка работала, необходимо не только создать систему трансформации знания и накопления в виде электронных курсов, но и обеспечить актуальность используемой информации. Эта проблема появляется не сразу, но достаточно быстро, т.к. технологии развиваются и изменяются, а значит и учебные материалы устаревают.
В цикл актуализации входит по мимо технических работ по обновлению имеющихся курсов, еще и административная составляющая, включающая в себя работу с авторами-носителями знаний. Только если эта работа отлажена и ведется регулярно, система интеллектуального банка работает постоянно, позволяя организационному знанию совершенствоваться и выходить на новый «виток спирали» развития.