понедельник, 29 апреля 2013 г.

Решение проблемы клиента - залог успеха. А может ли электронный курс решить проблему?

Продолжая тему мотивации обучения или изучения электронного курса, предлагаю такую формулу: Решите проблему обучаемого в курсе и вопрос мотивации будет решен.

Конечно, кроме "рецепта" решения сам курс должен быть качественно выполнен.

Но прежде всего заложите в курс такую идею, которая действительно поможет обучаемого, тем самым замотивируя его автоматически на детальное изучение учебного материала. Когда вы знаете, что хочет "клиент", вы знаете, чему его учить, что его завлечет, завлечет без всякой мишуры, подобно дорогостоящей мультипликации, видео и анимации. Для этого достаточно только грамотно и методично предоставлять учебный материал, подавая небольшими порциями, рассказывая детально и основательно.

Что может реально завлечь? Только то, что нам реально нужно! Нас не нужно отвлекать, у нас итак мало времени, нас практически невозможно увлечь новым. Никакие шумовые и экстравагантные вещи нас уже не привлекают. В век тотальной рекламы повсюду, наше сознание заранее абстрагировано от отвлекающих факторов - мы игнорируем плакаты, банеры, видеоролики, листовки и даже письма, которые пачками сыпятся на наши компьютеры. Мы равнодушно проходим мимо и используем только то, что давно проверено. Нас не так легко увлечь. Наше доверие дорого стоит.

Так почему вы думаете, что если побольше эффектов поместить в обучение, электронное обучение, тем больше захочется пройти курс до конца? Игры? Да, это здорово! Но у нас создано мало игр? И кто же захочет тратить свое внимание и время на новую игрушку, когда уже ниша заполнена любимыми играми, от которых так просто не оторваться? Это иллюзия, что сама по себе игра может увлечь.

Как же можно заполучить столь дорогое доверие и внимание обучаемых? Только решая их проблемы. Дайте то, что нужно им в данный момент. Пусть обучение, действительно, помогает. И не "когда-нибудь" и "может быть", и "что-то и понадобится, а может и нет" - а точно то, что нужно прямо сейчас! Пусть это будет началом вашего диалога с обучаемым.

Да, этого можно добиться только изучая целевую аудиторию и ее потребности. Скорее всего ее нужно будет сузить и не стараться охватить всех сразу, это не будет работать и придется снова выдумывать способы отвлечения от привычного, чтобы изучить и не закрыть предлагаемое.

Даже книгам мы не верим, читаем аннотации, тратя на это в лучшем случае 2 минуты своего драгоценного внимания, и за это время решается судьба книги - достойна ли она вашего чтения или нет. Тоже самое с курсами - если на входе не ясно, поможет ли обучение вам, или нет, то и курс никто никогда не откроет (в лучшем случае, если это директивное обучение, постараются как можно быстрее пролистать, лишь бы вернуться к своим делам, более важным, чем пустое обучение).

Возможно, это звучит кощунственно и дико, но это так. В век перегруженности информацией и век дефицита времени и внимания, большая часть продуктов (и электронных курсов, в т.ч.) остается за бортом. Слишком много конкурентов на наше с вами внимание.

А теперь можете покритиковать :). Пишите здесь!

С уважением,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
@EDDenisova

четверг, 25 апреля 2013 г.

Тише едешь - дальше будешь? Насколько важно задать темп обучения.

Одно из самых распространенных преимуществ дистанционного обучения называют "индивидуальные темпы обучения". Но это еще один миф, на мой взгляд.

Теоретически, это возможно, но фактически сроки обучения все-таки существуют (исключение составляет индивидуальное добровольное обучение с целью саморазвития, т.е. другими словами - самообучение), так как окончание срока - это еще и стимул. В любом учебном заведении или в корпоративном обучении обязательно есть контрольные вехи, когда обучаемого проверяют на результат. Это и понятно, если сроков нет, то и учиться можно вечно, постоянно откладывая на потом.

Но вот в чем, вопрос. Как правильно рассчитать максимальные сроки обучения?

Нужно учитывать несколько моментов:

1. Время реального обучения - физическое изучение материала (чтение, выполнение заданий, перелистывание слайдов или страниц).

2. Время на раздумье и рефлексию.

Кроме того, не стоит забывать, что человеческий мозг не в состоянии усваивать сразу несколько предметов изучения из разных областей, тем более самостоятельно, без преподавателя. Это физиологическая особенность мозга - память формируется только тогда, когда "выстраиваются связи" - нейронные клетки (если они отмирают, то и память "стирается"). Поэтому обучение должно проходить постепенно, небольшими порциями.

Известно, что люди учатся по разному, с разным темпом освоения - этому нельзя научить, к сожалению (или к счастью). Это по-моему является главным ограничением при формировании комплексных учебных программ. Ни в коем случае нельзя "впихивать" как можно информации в короткий промежуток времени, основываясь только на реальном времени изучения. Это приводит к тому, что обучаемый быстро перегружается и перестает воспринимать новую информацию. Хуже того, не успевает запомнить и осознать то, что уже изучил. Лучше сроки увеличить на месяц-два (а то и год), но не злоупотреблять темпами обучения. Тише едешь - дальше будешь.

Таким образом, на эффективность обучения (усвоения) играет роль не только качество учебных инструментов, но и качество применения их.

Возможно, моя мысль покажется абсурдной, но продолжая тему индивидуализации обучения (от принципа массового обучения), идеально, если темпы обучения устанавливаются с учетом выбранной целевой аудитории (например, кто работает в индустрии, динамично меняющейся, быстрее и изучают курсы, а людям более основательных профессий требуется больше времени для изучения каждой детали процесса, и соответственно нужно больше времени для выстраивания выводов и конечного результата обучения).

В идеале, в самом курсе должен заложен темп обучения. Но если это трудно выполнимо и затратно, то хотя бы период изучения курса нужно регулировать, оставляя время на рефлексию и обратную связь.

С уважением,
Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
@EDDenisova

понедельник, 15 апреля 2013 г.

Целевая аудитория. Сделай курс острым!

Читаю сейчас книгу Сета Година "Фиолетовая корова" и нахожу, что многое находит отклик в моей душе. Сет Годин говорит, что нужно заниматься не маркетингом всем привычных вещей, а делать сам продукт выдающимся, как фиолетовая корова: "Перестаньте рекламировать свою унылую продукцию и займитесь ее инновацией." (Сет Годин, "Фиолетовая корова"). Главное, ориентироваться не на всех, а только на заинтересованных - по следующему принципу - дайте то, что люди хотят купить. Но так как люди все разные, запросы у них тоже разные, то не стоит распаляться на всех - выбрать нужно нужную целевую аудиторию.

Какое отношение это имеет к электронному обучению спросите вы? Самое непосредственное! Большинство курсов создается для "безликой массы"! Ведь так сложно определить ее, особенно, если не видишь конечных пользователей, например в разработке вне организации (внешняя разработка по заказу организаций). На самом деле, это сложная задача, но выполнимая.

Для этого нужно поставить себя на место предполагаемого обучаемого, представить, что ему может быть интересно и полезно - так, как если сами были бы в этой ситуации. Да, действительно, чтобы развить в себе навык эмпатии, необходимо потратить гораздо больше энергии, чем пытаться "рекламировать унылый продукт", напичикивая курсы новомодными "фишками".

Опять, пользуясь аналогией с продажей продукта/идеи, используемой мною ранее, я утверждаю, что идею курса нужно продавать тому, кому это действительно нужно! "Вместо того, чтобы продавать то, что мы хотим, мы продавали то, что хотели покупатели.." (Брэд Андерсон, руководитель компании Best Buy).

А чтобы предложить нужное, нужно определиться с целевой аудиторией. Пусть она не будет многочисленная, но будет однородной, имеющей только свои потребности. Тогда и направленность курса будет конкретной, точечной (знаете, что только остро отточенное копье уходит в землю целиком?- за счет малой площади острия). Сделайте и свой продукт острым и вы обязательно достигнете поставленной цели!

С уважением,
Денисова Елена,
@EDDenisova

воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Забудьте экспертную позицию и начните все сначала!

Сегодня хочу поговорить о создателях электронных курсов. Какую роль лучше выбрать при написании курса?

Перед каждым методистом и разработчиком электронного курса встают следующие вопросы: что из контента автора включить, что оставить, что добавить? Какую структуру курса построить? Какой стиль изложения выбрать? И так далее и тому подобное.

Но прежде всего, чтобы сделать качественный и работающий курс, необходимо разобраться с содержанием курса, а именно спецификой. Нужно хорошо понимать предмет курса, что рассказывать, кому рассказывать и как - так, чтобы конечным результатом было положительные изменения в деятельности обучаемых. Фактически, нужно изучить информацию до уровня эксперта, чтобы научить других.

Быть экспертом - это главное условие! Но, в этом кроется самая большая ловушка! Как только вы встаете в экспертную позицию, так тут же перестаете чувствовать себя "новичком", и многое становится "простым и легким", а значит и лишним для объяснения в курсе. 

Вспомните, как часто преподаватели в ВУЗах использовали следующие фразы: "Это просто! Это элементарно! Здесь останавливаться не будем, так как это тривиально, идем дальше." "Интересно, кому тут просто и легко?!" - думали вы, будучи студентами. Я заметила, что как только ты разберешься в чужой специфике (так, чтобы тебе было все понятно), то все кажется простым. Но это обманчивый вывод! Всегда кажется простым то, что хорошо известно! В итоге, будучи на экспертной позиции, разработчики упускают из виду важные детали, без понимания которых невозможно разобраться со всем остальным. И если даже говорят, что "они это знают", не слишком верьте! У всех у нас разный уровень подготовки и знаний, и нет гарантии, что у всех одни и те же пробелы. Лучше дать немного больше (люди просто перелистают), чем недодать (взять информацию будет негде, или потребует значительных усилий, например ресурсы руководителя, который хотел бы наоборот, чтобы его не "дергали по пустякам новички").

Поэтому в работе разработчика важно с одной стороны быть экспертом в контенте, но и оставаться новичком. В позиции новичка разработчик сможет понять новых сотрудников, как им объяснить доступно (не приметивно, а именно доступно) и не упустить важные детали. Это не так то просто, знать как эксперт, но оставаться на стороне новичка.

Напишите свое мнение ниже.

Спасибо.

С уважением,
Денисова Елена.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
@EDDenisova